Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности воспитания приемного ребенка в семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семейное воспитание ребенка и его значении.
2.Охарактеризовать особенности адаптации приемного ребенка в семье.
3. Раскрыть психолого-педагогические особенности приемного ребенка.
4. Проанализировать особенности воспитания ребенка в приемной семье.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1Теоритические аспекты изучения воспитания детей в семье и его значение……………………………………………………………………………5
1.1 Семейное воспитание…………………………....……………………………5
1.2 Особенности воспитания приемного ребенка в семье……………………11
Глава 2 Приемный ребенок в семье………………………………………….…17
2.1 Понятие, условия и порядок усыновления………………………………...17
2.2 Адаптация приемного ребенка в семье…………………..………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Приложения А…………………………………………………………………….
Приложение Б……………..
Приложение В…………………………………
а) установление
правовой связи между усыновите
б) прекращение
правовой связи усыновленного
ребенка с его родителями и
другими родственниками по
Таким образом,
усыновление одновременно
Усыновление
является самой
Требования, предъявляемые к усыновителям
Прежде чем говорить об усыновлении, необходимо разобраться как и кто может взять ребенка в семью. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных
судом недееспособными или
- супругов, один
из которых признан судом
- лиц, лишенных
по суду родительских прав
или ограниченных судом в
- лиц, отстраненных
от обязанностей опекуна (
- бывших усыновителей,
если усыновление отменено
- лиц, которые
на момент установления
- лиц, не имеющих постоянного места жительства;
- лиц, имеющих
или имевших судимость,
- лиц, имеющих
неснятую или непогашенную
- лиц, проживающих
в жилых помещениях, не отвечающих
санитарным и техническим
- лиц, не
прошедших подготовки (кроме близких
родственников ребенка, а
- лиц, которые
по состоянию здоровья не
Перечень
заболеваний, при наличии
- туберкулез (активный
и хронический) всех форм
- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации (состояние организма когда он уже не может справиться самостоятельно с нарушениями функционирования органов с помощью собственных компенсационных механизмов);
- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
- наркомания, токсикомания, алкоголизм;
- инфекционные
заболевания до снятия с
- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.
Порядок
медицинского
Лица, не
состоящие между собой в браке,
Разница
в возрасте между усыновителем,
не состоящим в браке, и
При наличии
нескольких лиц, желающих
Какие дети могут быть переданы на усыновление?
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, в том случае, если родитель или оба родителя которых:
умерли;
неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
признаны судом
лишены судом родительских прав;
дали в установленном порядке согласие на усыновление;
по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Усыновление братьев
и сестер разными лицами не
допускается, за исключением
Указанное правило
следует применять и к случаям
усыновления разными лицами
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (статья 124 Семейного кодекса Российской Федерации) [Семейный кодекс РФ].
Дети могут быть
переданы на усыновление
Если принято единогласное положительное решение, вам просто необходимо найти «своего» малыша, а также узнать требования для усыновления ребенка. Если вы пошли на такой ответственный шаг, как усыновление ребенка, банк данных фото поможет вам сделать свой выбор. База данных детей на усыновление содержит полную информацию обо всех детках.
Далее будущим родителям необходимо подать заявление с просьбой о выдачи заключения о возможности быть усыновителями. Подается такое заявление в органы опеки и попечительства по месту проживания родителей. Вместе с заявлением вам необходимо подготовить и приложить ряд документов. Ниже описано, что нужно для усыновления ребенка:
Краткая автобиография, написанная в произвольной форме.
Справки с места работы обоих родителей. В справках должны быть указаны занимаемые ими должности и размер заработной платы. Взять такую справку необходимо в бухгалтерии ТОО предприятия, на котором работают родители.
В банке необходимо взять выписку о состоянии финансового лицевого счета, если такой имеется у претендентов на усыновление ребенка.
Выписка из домовой книги и документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение.
Справка из правоохранительных органов о том, что у претендентов на усыновление нет судимостей за преступления против жизни или здоровья человека.
Медицинское заключение о состоянии здоровья лиц, претендующих на усыновление ребенка. Медицинское заключение должно быть выдано муниципальным или государственным лечебно – профилактическим учреждением.
Нотариально заверенная копия свидетельства о заключении брака.
Конечно же, усыновление
ребенка – процесс очень
2.2 Особенности адаптации приемного ребенка в семье.
Для того чтобы
рассмотреть особенности
Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга. Особенно сложна адаптация, если ребенок помещается в семью на постоянной основе (усыновление) или до совершеннолетия (опека, длительный патронат, приемная семья). Замещающая семья, независимо от возраста ребенка, уже пропустила важный этап ранних отношений с ним, т. е. период формирования первичной привязанности взрослого к ребенку. Таким образом, перед замещающей семьей всегда стоит проблема принятия ребенка. Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий. У ребенка первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен сформировать и вторичную привязанность — любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у такого ребенка нередко формируется через агрессию [Боулби]. Попадая в семью и не испытывая еще любви к новым родителям, ребенок поначалу ведет себя вполне адекватно. Семья при этом переживает некую эйфорию по поводу того, что все складывается так благополучно. Но как только у ребенка начинается процесс формирования привязанности к семье, его поведение меняется: он ломает свои игрушки и вещи взрослых, обманывает и может совершать мелкие кражи, причем у тех членов семьи, к кому лучше всего относится. Объясняется это просто. Такой ребенок привык привлекать к себе внимание любыми способами, обычно с помощью негативных поступков - в сиротском учреждении было именно так. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, он, как правило, идет тем же путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.
Можно проследить некоторые общие закономерности взаимной адаптации/дезадаптации семьи и ребенка/детей. Можно говорить о том, что интеграция ребенка в семью состоялась, когда ребенок и члены семьи начинают идентифицировать (отождествлять) себя друг с другом. То есть местоимение «мы» уверенно произносится всеми членами семьи, а по выражению лиц и реакциям на ситуацию становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети. Для этого семье в течение 1,5–2 лет после приема ребенка необходимо пережить четыре достаточно непростых этапа.
Первый этап можно назвать периодом «базисного шлейфа». В это время процесс интеграции ребенка в семью «тормозится» из-за нерешенных проблем базисной (кровной) семьи и проблем самого ребенка, обусловленных последствиями его травматического опыта. Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка, кровный может пережить состояние регресса, т.е. «предъявить» родителям поведение, свойственное более младшему возрасту (у него могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи). Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка. Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном развитии, особенно у приемного ребенка. Сложнее идет процесс его эмоционального восстановления.
Ребенок начинает «вспоминать» трагические события своей жизни, которые были вытеснены из его сознания. Так, приемная девочка пяти лет «вдруг» вспоминает, как на ее глазах погибла мать. С этими страшными воспоминаниями ребенку крайне трудно справиться - он часто, порой навязчиво рассказывает о пережитых событиях, у него обостряются проявления «сиротских симптомов» (он начинает раскачиваться всем телом при первых признаках утомления или напряжения, плохо спит, его крайне сложно успокоить). Также ребенок постоянно жаждет внимания приемных родителей и всеми известными ему способами старается его привлечь. Он пытается «освоить» пространство семьи: раскидывает вокруг себя игрушки, оккупирует место около лидера (чаще всего матери, так как в приемных семьях, как правило, лидерство принадлежит женщинам). В результате возрастает эмоциональная нагрузка на семью, особенно на мать. В этот период состояние эйфории у членов семьи сменяется шоком. Семьи, которые действительно способны интегрировать ребенка (чаще всего это тщательно подобранные и обученные службой социального сопровождения родители, регулярно получающие помощь специалистов), справляются с ситуацией. Понимая причину их поведения, они позволяют ребенку «отреагировать» свои травматические переживания и способствуют тому, чтобы в дальнейшем отношения между ними стали более сбалансированными.