Воспитание самостоятельности у дошкольников в продуктивных видах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:46, реферат

Краткое описание

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От тог, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание_самостоятельности_у_дошкольников_в_продуктивных_видах.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Параллельно с  лепкой дети осваивали технику раскрашивания объемных фигурок сначала по образцу, а затем по собственному замыслу. Это, на наш взгляд, простое занятие, на первых порах вызывало затруднение, так как дети раскрашивали одну сторону игрушки, обращенной к ним, не задумываясь, что есть еще и другая. Так мы получили еще одну возможность формирования у детей элементов самоконтроля.

В процессе работы с детьми мы сделали для себя небольшое  открытие, которое позволило нам  использовать его для формирования у детей объективной самооценки. Оказалось, что можно лепить поделки из подкрашенного теста, это исключает один из компонентов технологической цепочки – раскрашивание. Таким образом, детям предоставляется право выбора: пойти более сложным и длительным путем или быстро достичь результата.

Первоначально почти все дети выбрали подкрашенное тесто, но попробовав свои силы, освоив «новинку», мнения детей разделились. Часть детей все же выбрало более сложный вариант, обосновывая это отсутствием разнообразия цветовой гаммы, тем, что игрушки получаются у всех одинаковые – лучше проявить терпение и игрушка получится единственной и неповторимой.

Обратив внимание на то, что дети в большинстве  своем освоили основные навыки и  приемы лепки и раскрашивания, мы ввели дополнительный сказочный  персонаж. Теперь помимо Колобка на занятия к ребятам приходил Незнайка, который ничего не знал, не умел, но всему хотел научиться. Дети выступали в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.

Для закрепления  форм самостоятельного поведения с детьми организовывались коллективные работы, успех которых напрямую зависел от слаженных действий и самостоятельного выполнения каждым своей части работы. Здесь же мы использовали ряд домашних заданий – «Научи маму замешивать тесто», «Придумай, сделай и покажи друзьям», «У кого что получилось». Дети делали игрушки дома и приносили их в детский сад для раскрашивания, более самостоятельные проделывали это сами. Благодаря этому мы имели возможность судить о степени эффективности наших усилий.

В результате проведенной работы мы обратили внимание на следующие изменения: дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, отличались ручной умелостью, пониманием значения слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

Проведенная работа по формированию самостоятельности  у дошкольников как нравственно-волевого качества личности, позволила заключить  следующее:

  • воспитание самостоятельности является существенной стороной нравственно-волевой готовности к школьному обучению;
  • к старшему дошкольному возрасту есть все предпосылки для воспитания столь значимого качества личности;
  • тестопластика является эффективным средством для развития самостоятельности;

Успешность  воспитания самостоятельности у  старших дошкольников в процессе тестопластики определяется наличием в работе педагога следующего содержания методов:

    • Накопление у детей представлений и знаний о самостоятельности как социального качества личности.
    • Развитие интереса к тестопластике.
    • Накопление достаточного объема умений, навыков и ручной умелости.
    • Развитие общественных мотивов деятельности, через организацию совместных, коллективных занятий.
    • Упражнение детей в формах самостоятельного поведения.
    • Формирование элементов самооценки и самоконтроля при выполнении деятельности.

Наиболее действенными методами являются: беседы-рассуждения, проблемные ситуации, необычные формы  проведения занятий, использование  сказочных персонажей, пошаговая инструкция, пальчиковые игры и упражнения, инструкционные карты, экспериментирование, домашние задания.

Мы не претендуем на окончательное  решение проблемы. Наиболее перспективным, на наш взгляд, представляется подход к изучению воспитания самостоятельности на протяжении всего дошкольного возраста.


Информация о работе Воспитание самостоятельности у дошкольников в продуктивных видах деятельности