Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:22, лекция
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания. Воспитание в духе терпимости способствуют формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях
С воспитанием в нас
Итогом моих размышлений по проблемам воспитания толерантности стала разработка, апробация и внедрение в школьную жизнь курса «Школа толерантного взаимодействия». Данный курс содержит программу занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.
Основная цель курса
содействовать максимально
широкому распространению идей
и социальных образцов толерант
способствовать формированию
личности, обладающей чувством
Личность ребенка формируется
под влиянием осознания себя человеком
со всеми присущими ему
Программа «Школа толерантного взаимодействия» включает 4 больших блока. Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.
Программа проверена в практике работы с учащимися младших классов средней школы № 32 г.Твери в период с 2005 по 2009 годы.
Программа дает материал для проведения разнообразных праздников. развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.
Формы работы с учащимися:
А) индивидуальная
Б) групповая
В) фронтальная
Предпочтительны следующие методы работы:
Поисково-экспериментальный
Продуктивный
Проблемный
В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.
1 блок – образовательно-
1. Кто я такой? Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.)
2. Мальчики и девочки. Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.
3. Я среди людей. Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.
4. Привычки хорошие и плохие. Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.
5. Зачем нужны правила? Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.
6. Нарочно и нечаянно. Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.
7. Учусь прощать. Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».
8. Учусь думать и поступать по-своему. Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.
9. Зачем нужен друг? Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.
10. Учусь сочувствовать. Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь.
11. Почему бывают драки? Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.
2 блок – эмоционально-волевой
(тренинговый). Воспитание толерантности
тесно связано с развитием
у младшего школьника
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Тренируем эмоции»
Школьники должны попробовать:
нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;
позлиться, как человек,
испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.
3 блок – диагностико-
Общительный, легко контактирует с детьми
Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети
Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему»
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их
Примечание: Условные обозначения
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
4 блок – социально-значимый (деятельный) предполагает участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности: «Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности», где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности.
Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.
Я надеюсь, что предлагаемая мной программа будет способствовать воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком детей младшего школьного возраста. Хотелось бы, чтобы взросление учащихся ложилось на здоровую почву и собственное нравственное « толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Толерантность важна в индивидуально-
Список литературы:
Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М., 1981 г.
Бузи Р.С. Година Г.Н.
Гришин Д, Терентьев А. Уроки нравственности. Тула,1973 г.
Декларация прав ребенка.
Основные международные докумен
Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М., 1996 г.
Козлов Н.И. Как относиться
к себе и людям, или
Козлова С.А. Программа
Мулько И.Ф. Социально-
Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.
Эрик Эриксон. Детство и общество. С-Пт., 2000г.
Приложение.
Поделиться
© 2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»