Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:19, курсовая работа
Цель исследовательской работы – проанализировать опыт практической деятельности по воспитанию толерантности младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить сущность толерантности как социально-педагогического явления.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьника.
3. Проанализировать деятельность учителей в воспитании толерантности младшего школьника на примере МОБУ
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности младшего школьника…………………………………………………………………………5
1.1 Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………….……………..5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьника ……………………………………………………………………………………..10
Выводы по главе первой………………………………………………………...21
Глава 2. Педагогический опыт воспитания толерантности младшего школьника………………………………………………………………………...24
2.1 Деятельность педагога по воспитанию толерантности у младшего школьника………………………………………………………………………...22
2.2 Воспитание толерантности младшего школьника на примере 29
Выводы по главе второй…………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемой литературы ………………………………………………37
Приложения ………………………………………………………………………39
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
воспитания толерантности младшего
школьника………………………………………………………
1.1 Воспитание толерантности
как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………
1.2 Психолого-педагогические
особенности младшего школьника ………………………………………………………………………………
Выводы по главе первой………………………………………………
Глава 2. Педагогический опыт
воспитания толерантности младшего школьника………………………………………………………
2.1 Деятельность педагога по
воспитанию толерантности у младшего
школьника………………………………………………………
2.2 Воспитание толерантности младшего школьника на примере 29
Выводы по главе второй………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………………37
Приложения …………………………………………………
Введение
В последнее время проблема
толерантности стала широко освещаться
в средствах массовой информации,
на государственном и
В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» [4, с.6]
Начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Исходя из вышесказанного, тема курсовой работы «Воспитание толерантности младшего школьника» является актуальной.
Объект исследования – воспитательный процесс в лицее.
Предмет – воспитание толерантности младшего школьника.
Цель исследовательской работы – проанализировать опыт практической деятельности по воспитанию толерантности младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить сущность толерантности как социально-педагогического явления.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьника.
3. Проанализировать деятельность учителей в воспитании толерантности младшего школьника на примере МОБУ .Методы исследования: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности младшего школьника
1.1 Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.
В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту [2;8].
Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.
Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», массовые волнения в Москве, теракт в аэропорту Шереметьево… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть.
Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.
Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.
Главным шагом в развитие
толерантного общества было принятие
и подписание «Декларации принципов
толерантности». Которая утверждена
резолюцией 5.61 генеральной конференции
ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено
множество конференций, круглых
столов и мероприятий, на которых
поднимались именно проблемы толерантности
общества. Так же были приняты Федеральные
Целевые программы. Одна из них: Федеральная
Целевая программа «
Впервые поднял вопрос о
толерантности в контексте
Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. Толерантность - это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами [5;12].
Рассмотрим толерантность как социально–педагогическое понятие. В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.
В различных источниках по
педагогике и психологии смысл термина
«толерантность» объясняется
Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.
Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, так как помощь слабому — это наш долг, причем в первую очередь — перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность [18;22].
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. [13;83]
В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.
Толерантность не пассивна, она активна. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства [13;87].
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
На наш взгляд, толерантная
личность — это человек, хорошо знающий
себя и понимающий других людей. Когда
мы говорим о толерантной
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Категория толерантности
может быть рассмотрена с разных
позиций: как этико-философское понятие,
как принцип взаимоотношений
между последователями разных идеологических
концепций, убеждений и верований,
как метод социально-