Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:12, доклад
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в социальном центре, школе да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Эти методы сокращённо называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
В экзистенциальной сфере (она характеризуется умением человека управлять своими отношениями) требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении воспитанников моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Педагогических
приёмов – бесконечное
В процессе реализации программы могут
быть проведены следующие мероприятия:
1. Система бесед.
2. Система игр.
3. Праздники.
4. Подготовка бесед, игр, праздников.
Некоторые
приёмы, используемые для организации
деятельности детей:
1.Приём "Эстафета". Воспитатель так организует деятельность, чтобы в процессе её организации взаимодействовали бы воспитанники из разных групп.
2.Приём "Взаимопомощь". Воспитатель так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
3. Приём "Акцент
на лучшее". Воспитатель в разговоре с
детьми старается подчеркнуть лучшие
черты каждого. При этом его оценка должна
быть объективна и опираться на конкретные
факты.
4. Приём "Ломка
стереотипов". Во время беседы воспитатель
стремится к тому, чтобы дети поняли то,
что не всегда правильным может быть общественное
мнение. Начать такой разговор можно с
примера, как ошибается зал, подсказывая
во время игры "Хочу быть миллионером".
5. Приём "Истории
про себя". Применяется тогда, когда воспитатель
хочет, чтобы дети больше были информированы
друг о друге и лучше поняли друг друга.
Каждый может сочинить историю про себя
и попросить друзей проиграть её как маленький
спектакль.
6. Приём "Общаться
по правилам". На период выполнения того
или иного творческого задания устанавливаются
правила, регламентирующие общение и поведение
воспитанников: в каком порядке, с учетом
каких требований можно вносить свои предложения,
дополнять, критиковать, опровергать мнение
своих товарищей. Такого рода предписания
в значительной мере снимают негативные
моменты общения, защищают "статус"
всех его участников.
7. Приём "Общее
мнение". Воспитанники "по цепочке"
высказываются на тему отношений с различными
группами людей: одни начинают, другие
продолжают, дополняют, уточняют. От простых
суждений (когда главным является само
участие каждого воспитанника в предложенном
обсуждении) следует ввести соответствующие
ограничения (требования) и перейти к аналитическим,
а затем проблемным высказываниям воспитанников.
8. Приём "Коррекция
позиций". Тактичное изменение мнений
воспитанников, принятых ролей, образов,
повышающих продуктивность общения с
другими детьми и препятствующих возникновению
агрессивного поведения (напоминание
аналогичных ситуаций, возврат к исходным
мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).
9. Приём "Справедливое
распределение" предполагает создание равных
условий для проявления инициативы всеми
воспитанников. Он применим в ситуации
"задавленной инициативы", когда
позитивные выступления и атаки одних
гасят инициативу и желание общаться у
других. Главное здесь – добиться сбалансированного
распределения инициативы по всей программе
выполнения задания с вполне конкретным
участием на каждом этапе представителей
всех групп воспитанников.
10.Приём "Обмен
ролями". Воспитанники обмениваются
ролями (или функциями), которые получили
при выполнении заданий.
11. Приём "Мизансцена". Состоит в активизации общения
и изменения его характера посредством
расположения воспитанников в определённом
сочетании друг с другом в те или иные
моменты выполнения задания воспитателя.
Приёмы,
используемые для организации диалоговой
рефлексии.
Под диалоговой рефлексией
мы понимаем диалог воспитателя и ребёнка,
способствующий формированию отношения
воспитанников к какой-либо значимой проблеме,
вопросу, проявляющегося в соответствующем
поведении и поступках. Для воспитания
толерантности можно применить следующие
приёмы в рамках проведения рефлексивной
беседы с ребёнком.
1.Приём
"Ролевая маска". Детям предлагается войти в
роль другого человека и выступить уже
не от своего имени, а от его лица.
2.Приём "Прогнозирование
развития ситуации". Во время беседы воспитатель
предлагает высказывать предположение
о том, как могла развиваться та или иная
конфликтная ситуация. При этом как бы
ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
3.Приём "Импровизация
на свободную тему". Воспитанники выбирают ту тему,
в которой они наиболее сильны и которая
вызывает у них определённый интерес,
переносят события в новые условия, по-своему
интерпретируют смысл происходящего и
т. п.
4.Приём "Обнажение
противоречий". Разграничение позиций воспитанников
по тому или иному вопросу в процессе выполнения
творческого задания с последующим столкновением
противоречивых суждений, различных точек
зрения об отношениях различных групп
людей. Приём предполагает четкое ограничение
расхождений во мнении, обозначение главных
линий, по которым должно пройти обсуждение.
5.Приёмы "Встречные
вопросы". Воспитанники, разделённые
на группы, готовят определённое количество
встречных вопросов. Поставленные вопросы
и ответы на них подвергаются затем коллективному
обсуждению.
6.Приёмы, в которых
используется содержание литературных
произведений, кинофильмов и т.д.
Приём "Сочини конец истории". Детям предлагается завершить
предлагаемую историю. Придумать своё
завершение проблемы отношений между
людьми или животными, которые являются
героями литературного произведения.
Приём "Любимые
книги товарища". Детям предлагается догадаться,
какие книги (кинофильмы, песни) любят
их товарищи.
Приём "Добрые
слова". Детям предполагается вспомнить
добрые слова, которые говорят герои фильмов
другим людям (при этом важно, чтобы эти
слова были обращены к людям других национальностей,
бывшим врагам и т.п.).
Приём "Творчество
на заданную тему". Воспитанники свободно импровизируют
на обозначенную воспитателем тему (моделируют,
конструируют, инсценируют, делают литературные,
музыкальные и иные зарисовки, комментируют,
разрабатывают задания и т.п.).
7. Прием «Обнаружение противоречий»
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак –монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Воспитатель может попросить ребенка продолжить этот ряд.
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.
Упражнение «Таблица антиподов»
Воспитатель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость .
8. Прием «Коррекция позиций»
Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Воспитатель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Упражнение «Обрати минусы в плюсы»
Воспитатель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
9. Приём «Акцент на лучшее»
Вновь обращение
к образу монады. Тёмное пятно –
на светлом фоне и светлое пятно
на тёмном. Как не бывает в жизни
идеального человека, так и в самом
отъявленном преступнике
Упражнение Камушек в ботинке
У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Воспитатель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение Жемчужина в раковине
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях.Воспитатель предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
10. Прием «Поиск толерантной позиции»
Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Упражнение «Превращение монады
Воспитатель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с воспитателем пытается сделать рисунок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.
11. Прием «Ломка стереотипов»
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.