Воспитание трудолюбия у старших дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель моей работы - учить детей быть полезными другим людям, помогать им, формировать трудовые умения и навыки, служить источником положительных эмоциональных переживаний, воспитывать положительное отношение к труду взрослых.
Отсюда вытекают задачи:
- создавать и поддерживать интерес малышей к деятельности взрослых;
- обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых процессов;
- помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях;

Вложенные файлы: 1 файл

С.П. Хоменя Воспитание трудолюбия у старших дошкольников через ознакомление с профессиями возрослых.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

При изучении блока «Знакомство  с мужественными профессиями» использую  темы «Мы – военные», «Пожарные», «Регулировщик», «Знакомство с профессией космонавт», занятия строю по той же простой системе. (приложение 2)

- Назвать профессию или вид труда. («Кто водит автомобиль?», «Кто следит за порядком на дороге?», «Строит дом?», «Защищает родину?» и др.)

- Место заботы, «Где работает строитель, регулировщик, военный?»

- Материал - и орудия труда. («Что нужно регулировщику?», «Пожарному?», «Военному?» и др.)

- Трудовые действия. («Какие действия выполняет регулировщик, пожарный, военный, космонавт?)

Дидактические и сюжетно-ролевые  игры, которые обогащают детей  новыми знаниями, использую ежедневно. Особенно любят дети играть в «космонавтов», «военных» так как в группе много мальчиков, но и девочки не остаются в стороне.

В старшей, группе, особенно весной, летом хожу с детьми на целевые прогулки. На строительство дома, где дети могут понаблюдать за работой строителей, подъемного крана. Тут же отвечают на интересующие их вопросы: «Как много может поднять кран груза?», «Из чего сделан кирпич?» и т.д. Дети с

                                                                                                                                       8 

интересом наблюдают за работой дорожного патруля ГАИ, а потом задают сотрудникам вопросы. На месте вспоминали правила дорожного движения. На такой прогулке дети лучше усваивают материал. Прогулка запоминается им надолго.

В блоке «Знакомство детей с  сельскохозяйственным трудом» провожу наблюдение за трудом тракториста, комбайнера и работой на соответствующей технике. Дети с удовольствием рассматривают сельскохозяйственные машины, а затем на занятии по рисованию рисуют их. Любят они поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Хлеборобы», «Трактористы»; дидактические: «Умные машины», «От зернышка к хлебу», «Назови зернышко». Особенно запомнилась экскурсия на механический двор ПТУ, где дети закрепили свои знания о сельскохозяйственной технике.

Дети от природы склонны к  подражательности; их все привлекает, интересует Они видят, как трудятся взрослые, наблюдают, переносят свои действия в игру, изобразительную деятельность и повседневную жизнь. Все эти проявления детей, а также разнообразные методы и приемы я использую в своей работе.

В помощь воспитателям разработала  памятки по изучению трудовой деятельности, по безопасности детского труда (приложение 3).

В результате моей работы дети расширили  и уточнили знания о профессиях и  свой словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечила развитие детского мышления, способность  устанавливать простейшие связи  и отношения, вызвала интерес  к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге  позволили преодолеть в детях  замкнутость, застенчивость, нерешительность. Воспитанники научились любить труд, с

уважением относится к любому виду человеческой деятельности, познакомились с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобрели навыки, которые будут  развиты в школе.

                                                                                                                             9 

Итогами моей работы стало создание детско-взрослого сообщества, которое позволило решить вопросы социально-нравственного воспитания: расширило представления о мире взрослых, пробудило интерес и уважение к их профессиональной деятельности и желание самим участвовать в посильном труде. Возможно, когда малыши подрастут, детские впечатления смогут повлиять на выбор их профессии. 

Перспективы дальнейшего совершенствования  вижу

-в организации экскурсий на  предприятия города;

- в обновлении игровых материалов;

- использовании современных игровых комплексов.

Рекомендую использовать опыт для  проведения семинаров-практикумов, открытых занятий, мастер-классов для воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     10 

Литература

1. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Д.Н. Дубинина. - Минск, 2010.117 с.

2. Загвоздкина, Т. В. Учим дошкольников безопасности: группа «Фантазеры»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.В. Загвоздкина.- Минск, 2008.160 с.

3. Ладутько, Л. К., Шкляр, С. В. Познаем мир и себя: пособие для педагогов дошкольных учреждений/Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.- Минск, 2004.184 с.

4. Ладутько, Л. К., Шкляр, С. В. Ребенок познает рукотворный мир: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Минск, 2008. 376 с.

5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. Минск, 2007.320 с.

6. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. Минск, 2007. 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     11  

Приложение 1

 

Отдел образования 

Калинковичского районного исполнительного  комитета

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад №12 г. Калинковичи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХВАЛА РУКА, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и познанию себя

с детьми старшего возраста

 

 

 

 

Автор-составитель 

воспитатель

Хоменя Светлана Петровна

 

 

 

 

2012

                                                                                  

Программное содержание: закреплять знания о профессиях комбайнер, тракторист. Конкретизировать представления детей  о труде хлеборобов и хлебобулочных  изделиях. Воспитывать у детей  уважение к хлебу и к труду  людей, его выращивающих. Закрепить  знания о том, как много надо затратить  труда, чтобы получить хлеб, который  ежедневно подаётся к столу".

Материалы: дидактическая игра «От  зернышка к хлебу», эмблемы для  команд участниц, репродукции картин или фотографии трактора, комбайна, картина «Рожь» Шишкина, музыкальный  материал «Времена года» Чайковского (жатва), хлебобулочные изделия, геометрические фигуры, колоски, зерна пшеницы, ржи.

Методы и приемы: рассматривание картин, чтение стихов, вопросы к  детям.

Предварительная работа: заучивание стихов о хлебе, подготовка загадок  о хлебе и конкурс пословиц о хлебе.

1-я команда. "Василёк"

2-я команда «Колосок»

Жюри, ведущий

1. Задание "Колосок"

Стихотворение "Хлебушко" Погореловского читает ведущий

- О чём говорится в стихотворении?

- Что говорится о хлебе?

- Как поэт называет «хлеб»?

Итак: Тема:"Хвала рукам, что пахнут хлебом."

2. Задание. "Василёк"

Каждый день мы едим хлеб,

- Где мы берем хлеб, который ежедневно подаётся к столу? (покупаем в магазине).

- Как называется магазин, в котором продаются хлебобулочные изделия?

- На чем привозят в хлебный магазин хлеб ?

3. Задание. "Колосок"

- Откуда в хлебный магазин привозят хлеб?

- Чем занимаются люди на хлебозаводе?

- Из чего пекут хлеб?

Разминка.

На столе хлебобулочные изделия (баранки, булочки, хлеб, батоны, печенье, пряники).

- Дети, что вы видите на столе?

- Как можно одним словом назвать всё это? (хлебобулочные изделия).

- На какие геометрические формы похожи хлебобулочные изделия (печенье - круг, квадраты, треугольники, батон - овал и др.)

Задание. "Колосок"

- Откуда доставляют муку на хлебозаводы?

- Чем занимаются на мелькомбинате?

- Как называются люди которые мелют муку? (Мукомолы)

Задание. "Василёк"

- Из чего мелют муку?

- Какие бывают зерна? (Пшеничные, ржаные)

- Где живут зёрнышки? (В колоске).

Игра: "Кто соберет колоски? (счет) математика.

Задание: . "Колосок"

- Кто сеет зерна и выращивает хлеб?

«Василёк»

- Какие машины помогают убирать урожай хлеборобам?

ЗАГАДКА: «Он идет волну сечет,

Из трубы зерно течет? (Комбайн).

Вывод: Вот сколько людей различных  профессий трудятся, чтобы у нас  на столе был всегда вкусный, свежий, душистый хлеб.

А сейчас профессии людей, выращивающих хлеб по цепочке повторим.

"Колосок" "Василёк"

Стихотворение: "Пашут каждую весну"

"Хлеб" - Я.Акима.

Вот какой путь проходит хлеб, прежде, чем прийти к нам на стол.

1. Конкурс стихов о хлебе.

2. Конкурс загадок о хлебе.

3. Конкурс пословиц о хлебе.

В конце каждого конкурса жюри подводит итоги. В качестве награды дети получают угощение (хлебобулочные изделия (пирог, булочки, пирожные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Научно-методический журнал «Пралеска» №1, 2012
  2. Научно-методический журнал «Пралеска» №10, 2011

 

Приложение 2

 

Отдел образования Калинковичского районного  исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад №12 г. Калинковичи»

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ КОСМОНАВТ

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке

для детей старшей группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель 

воспитатель

Хоменя Светлана Петровна

2012

 

Программное содержание: Дать детям  представление о труде космонавтов. Воспитывать гордость за них и  уважение к их труду, к истории  нашей страны, проводить эксперименты с целью знакомства со свойствами воздуха и света, развивать творчество.

Материал: стенд-схема, рисунок земли  и луны, макет ракеты, портреты Ю. Гагарина, П. Климука, рисунки спутника, скафандры, пластилин, фольга, ведро, шарики, глобус, светильник, дидактические  игры «Созвездия и планеты», «Лабиринт».

Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, лепка планет, проведение опытов.

Предварительная работа: чтение энциклопедии, наблюдение за луной, звездами, проведение опытов.

Ход занятия:

Воспитатель демонстрирует стенд-схему, изображающую луну, землю, портреты Ю. Гагарина, П. Климука, памятник покорителям  космоса.

Воспитатель:

- В Москве возведен величественный монумент, изображающий устремленную ввысь ракету на острие мерцающего, подобно шлейфу, обелиска. Это монумент «Покорителям космоса», людям, посвятившим свою жизнь удивительно интересной, но очень сложной и опасной профессии, — космонавт. Посмотрите на стенд, это портреты космонавтов: Ю.А. Гагарина — первого человека, побывавшего в космосе; В.В. Терешкова — первая женщина-космонавт, А.А. Леонов — первый человек, вышедший из космического корабля в открытый космос, П. Климук - наш земляк. Только они, космонавты, имеют возможность увидеть нашу планету из космоса. Они рассказывают нам о том, как прекрасна наша голубая планета, какой маленькой и хрупкой она кажется из космических глубин. Космонавты призывают людей всего мира беречь наш общий единственный дом — Землю, сохранять ее богатства. Стать космонавтом непросто. Надо тренировать не только свое тело, но и ум, приспосабливая свой организм к сложным условиям жизни и работы в космосе. Давайте с вами потренируемся дышать, ведь бывают ситуации, когда надо уметь правильно это делать. Дети выполняют дыхательную гимнастику.

1. Вдох и выдох со звуком ха-ха-ха.

2. Частый вдох и выдох.

3. Подуть на листок бумаги.

4. Вдохнуть, не дышать несколько секунд, выдохнуть.

5. Сделать вдох и выдох поднимая руки вверх (восстановить дыхание).

Сейчас на орбите Земли идет активное строительство международной космической  станции, на ней постоянно живут  и трудятся космонавты. Они изучают  Землю из космоса и проводят многочисленные исследования, которые помогают ученым оберегать человечество от опасности, связанной с разрушением нашей  планеты (засорение атмосферы, изменение  и ухудшение климата, нехватка воды, гибель растительного и животного  мира, истощение полезных ископаемых и пр.). Давайте построим такую космическую станцию. И отправимся в полет на луну.

Информация о работе Воспитание трудолюбия у старших дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых