Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:55, статья
Чувство беспокойства, неуверенность в правильности своего поведения являются неотъемлемой частью эмоциональной жизни любого человека. Однако у некоторых людей эти состояния повторяются довольно часто и приводят к такому личностному образованию как тревожность. Причиной возникновения тревоги, неуверенности в себе всегда является внутренний конфликт ребёнка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.Анализ семейных отношений (по методике Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого) показал, что 80% родителей неуверенных в себе детей демонстрируют воспитательную неуверенность. Обуславливающее нарушение в воспитании такого рода – потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований.
Воспитательная некомпетентность родителей как источник формирования неуверенности в себе у детей
Пинского колледжа
УО «Брестский государственный университет
имени А.С. Пушкина»
Чувство беспокойства, неуверенность в правильности своего поведения являются неотъемлемой частью эмоциональной жизни любого человека. Однако у некоторых людей эти состояния повторяются довольно часто и приводят к такому личностному образованию как тревожность. В основе тревожности лежит эмоция тревоги – ощущение неконкретной, неопределённой угрозы, неясное чувство опасности. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определённого источника, охватывает человека «со всех сторон». Состояние тревоги связано с целой гаммой неприятных чувств.
Тревожность как черта личности проявляется в постоянной неуверенности в себе и своих решениях, в ожидании неприятностей, в эмоциональной неустойчивости, мнительности, недоверчивости.
Можно выделить две большие группы признаков тревожности. Первая – внутренние соматические признаки: учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, дрожание рук, влажные ладони, зуд и многое другое. Эти ощущения объясняют, почему ученик, идя к доске, тщательно трёт нос, одёргивает костюм, почему дрожит мел в его руке и падает на пол, почему во время контрольной кто-то не может прокашляться, а кто-то настойчиво просит выйти. Нередко это раздражает взрослых, которые даже в таких естественных и невинных проявлениях подчас усматривают злой умысел.
Вторая группа признаков
тревоги – это внешние поведенч
Причиной
возникновения тревоги, неуверенности
в себе всегда является внутрен
Динамику внутреннего конфликта в развернутом виде можно представить следующим образом:
колебания в принятии решений, неуверенность в себе;
определенных жизненных обстоятельств и событий или
идиосинкразического, аффективно заостренного типа реагирования.
Практика свидетельствует, что большая часть трудных детей, большая часть проблем, с которыми родители обращаются на консультацию к психологу, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью, то есть в конечном итоге с эмоцией тревоги.
Серьёзную проблему
Коррекционная
работа с учащимися
Казалось бы, такая позиция должна привести к самоуверенности детей, но практика показывает иное. Зачастую такие дети демонстрируют самоуверенное поведение в собственной семье и совершенно противоположное в группе сверстников. В чём же причина внутриличностного конфликта детей, которых воспитывают неуверенные в себе и своих воспитательных воздействиях родители?
Рассмотрим психологическое содержание внутреннего конфликта в рамкам трансактного анализа личности.
Э. Берн считает источником внутриличностного конфликта нарушение гармонии эго-состояний личности. Согласно его теории, личность состоит из трех составляющих, которые также обозначаются как состояния Я:
1) родительское, которое подразделяется на:
Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.
Эго-состояние Родитель — это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, как принятые нами самими, тогда как на самом деле они "внесены" извне посредством включения внутрь значимых для нас людей, прежде всего собственных родителей, учителей. Поэтому Родитель - это наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.
2) взрослое состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность.
Взрослое
Я, в отличие от Родительского,
способствует адаптации не в стандартных,
однозначных ситуациях, а уникальных,
требующих размышлений, дающих свободу
выбора и, вместе с этим, необходимость
осознания последствий и ответственного
принятия решений.
Функция
эго-состояния Взрослый
3) детское состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека.
Это состояние Я подразделяется на:
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
В ситуации слабого эго-состояния «Родитель» можно наблюдать неустойчивость, размытость, деформированность правил поведения, норм, ценностей и установок. Слабость внутреннего цензора, редактора приводит к ситуациям, когда даже в стандартных ситуациях человек испытывает состояние нерешительности, неуверенности.
Ослабление позиции «Родитель» ведёт к усилению позиции «Ребёнок»: спонтанности проявлений, неуверенности, колебанию, нерешительности при решении жизненных проблем, а в случае неудачи - к протесту, обвинению в своих трудностях других.
Внутренний психологический конфликт представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых и неразрешимых отношений личности. Чем больше степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности в отношении к ребенку в семье, тем более напряжена и неустойчива его внутренняя позиция, что является существенным фактором, способствующим перенапряжению нервных процессов
Напряжение, появляющееся в результате неправильного воспитания и конфликтов, имеет тенденцию к нарастанию с возрастом детей. Патогенные ситуации воспитания и взаимоотношений в семье не обязательно осознаются как травмирующие, но, тем не менее, способствуют развитию психического напряжения.
К тому же оно может возникнуть и в результате психологического заражения или индукции - непроизвольного усвоения нервного состояния взрослых, с которыми ребенок находится долгое время в непосредственном и тесном общении - контакте. Это характерно для эмоционально чувствительных, непосредственных и впечатлительных детей, которые как бы переносят на себя, впитывают эмоциональное состояние близких и значимых лиц, сопереживая, сочувствуя или подражая, идентифицируясь с ними.
Таким образом, ослабление требований к детям в результате педагогической неуверенности родителей ведёт к появлению внутреннего напряжения, дисбалансу эго-состояний личности и в конечном итоге способствует появлению у детей чувства неуверенности в себе.
Основным педагогическим приёмом в воспитании уверенности в себе у детей, родители которых испытывают воспитательную неуверенность, является прежде всего работа с родителями. Особую роль в данной ситуации должны сыграть психологические тренинги по осознанию эго-состояний личности. Необходимо помочь родителям осознать собственного «Родителя», «Взрослого», «Ребёнка». Социальная ситуация в настоящее время сложилась таким образом, что родители детей раннего возраста оказались один на один со своими педагогическими проблемами. А ведь именно в раннем возрасте родительская неуверенность на уровне запечатления усваивается детьми. Необходимо создание родительских клубов, организация и проведение педагогических консультаций для родителей при детских дошкольных учреждениях, школах, педагогических профессиональных учебных заведениях и др. Причём консультации, рассчитанные на широкую аудиторию, будут не так эффективны, как индивидуальные, учитывающие конкретную педагогическую ситуацию семьи.
і выхаванне. 2007. №7.
Псіхалогія.1997. №9.
Псіхалогія.2002. №2.
самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка.
Психологический журнал. 1998. Том 19. №1.