Воспитательная работа в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:22, реферат

Краткое описание

Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Воспитательная работа в ДОУ………………………………………………..4
Основные идеи, принципы и направления воспитательной работы в ДОУ………………………………………………………………………………...4
Задачи воспитательной работы в ДОУ……………………………………5
Педагогические основы планирования воспитательной работы в ДОУ…...7
Содержание планирования воспитательной работы в ДОУ………………..9
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 45.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

« Ставропольский государственный педагогический институт»                                               в г. Буденновске

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Воспитательная работа в ДОУ»

 

 

 

 

 

                        Выполнила:

                                                        студентка 2 курса группы В 33

                               Преподаватель:

                                                           Кашурина Людмила Федоровна

 

 

 

 

 

 

Буденновск, 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Воспитательная работа в ДОУ………………………………………………..4
  2. Основные идеи, принципы и направления воспитательной работы в ДОУ………………………………………………………………………………...4
  3. Задачи воспитательной работы в ДОУ……………………………………5
  4. Педагогические основы планирования воспитательной работы в ДОУ…...7
  5. Содержание планирования воспитательной работы в ДОУ………………..9

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.

Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.

Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов. Главными факторами эффективности процесса воспитания являются личностно-ориентированный подход и системность. Система является ориентиром для каждого педагога ДОУ, так как детский сад следует рассматривать как единую, целостную воспитательную систему.

  Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время подмены нравственных ценностей.  В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания подрастающего поколения, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

 

1.Воспитательная  работа в ДОУ

1.1.Основные идеи, принципы и направления воспитательной работы в ДОУ

 

Основные идеи воспитательной работы в ДОУ:

Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности воспитанника его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей.

Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.

Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

 

Принципы воспитательной работы в ДОУ:

  1. Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
  2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
  3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
  5. Принцип принятия ребёнка как данности.

 

Направления воспитательной работы в ДОУ:

  1. воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине;
  2. уважение к людям разных национальностей, государственной символике;
  3. приобщение к здоровому образу жизни;
  4. развитие творчества.

 

1.2.Задачи воспитательной работы в ДОУ

Воспитательная работа в ДОУ охватывает три возрастных периода, которая ставит перед коллективом определенные задачи.

В раннем возрасте:

— поддерживать в ребенке потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игрушек и действий с ними;

— прививать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам;

— развивать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев) и выражать сочувствие (пожалеть, помочь);

— формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать(пожалеть другого человека, если ему плохо, больно, утешить обиженного),а чего делать нельзя (драться, отбирать игрушки, говорить плохие слова);

— формировать умение здороваться, прощаться, отвечать на приветствие, благодарить, выражать просьбу.

В младшем дошкольном возрасте:

— формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;

— развивать способность сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу». Переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие) и эмоциональная экспрессия (выражение радости, печали) регулируют поведение и общение ребенка;

—учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга, грусти и других состояний;

— воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте:

— развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма-любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее;

— способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;

— воспитывать этически ценные способы общения;

— развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.

 

 

2.Педагогические основы планирования

 Воспитание является  решающим фактором развития. В  процессе воспитания осуществляется  усвоение ребенком знаний, навыков  и умений, способов действия, нравственных  норм и правил поведения, оценок  и т. д. Отбор содержания воспитания  осуществляется в соответствии  с его целью. Тем самым воспитание  приобретает программный характер, а следовательно, оно может планироваться. В своем воздействии на детей  воспитатель использует разнообразные  методы и приемы, которые он  планирует на основе знания  общих закономерностей их воспитания  и развития и индивидуальных  особенностей воспитанников.

 План педагогической  работы определяет конкретные  задачи, содержание, формы и методы  работы с детьми на определенный  отрезок времени. Это придает  педагогическому процессу организованный  характер, делает работу воспитателя  целеустремленной и результативной, усиливает руководящую роль взрослых  в воспитании ребенка.

 Основная цель планирования  педагогической работы — обеспечить  выполнение «Программы воспитания  в детском саду» в каждой  возрастной группе. Для того чтобы  эта цель была достигнута, оно  должно отвечать ряду требований.

1. Планирование призвано  обеспечить идейную направленность  всей воспитательной работы с  детьми. Содержание воспитания и  обучения, формы организации детской  жизни, методы и приемы педагогического  воздействия отбираются и отражаются  в в плане, исходя из целей  и задач коммунистического воспитания  — всестороннего, гармонического  развития ребенка. В первую очередь  предусматривается работа, обеспечивающая  формирование идейно-нравственной  направленности его личности, развитие  активности и самостоятельности, воспитание любви к Родине  и интернациональных чувств, коллективизма, гуманистических черт характера, освоение нравственных норм, правил  и привычек поведения. Решение  этих задач обеспечивается связью  воспитания и обучения детей  с жизнью советского народа, с современностью. Эта связь осуществляется при ознакомлении дошкольников в доступной для них форме с важнейшими событиями и явлениями общественной жизни нашей Родины: общественно-политическими и трудовыми праздниками, трудовой деятельностью взрослых и т. д.

2. Планирование должно  способствовать организации воспитательного  процесса в той или иной  группе в целом. Оно конкретизирует  задачи обучения и воспитания  на определенный отрезок времени  с учетом уже достигнутого  уровня развития детского коллектива  и отдельных детей. В плане  предусматриваются разнообразные  виды детской деятельности (обучение  на занятиях, игры, труд), определяются  основные методы и приемы их  организации и руководства детьми. Коллективные (фронтальные и групповые) формы работы с дошкольниками  рационально сочетаются с индивидуальными. Особого внимания требуют дети  с временным отставанием в  развитии.

3. В плане необходимо  предусматривать постепенное усложнение  содержания и методов воспитания  и обучения, форм организации  деятельности детей с учетом  их достижений. Он обеспечивает  системность педагогической работы  — установление связи между  ее отдельными видами и формами: между содержанием занятий по  различным разделам обучения; между  занятиями и работой воспитателя  с детьми в повседневной жизни; между занятиями, игрой и трудом  дошкольников и т. д. Все это  создает условия для полноценного  воспитания и обучения ребенка.

4. План может служить  руководством к деятельности, если  он реален и конкретен. Это  достигается постановкой в нем  определенных задач с учетом  уровня развития детей, их интересов, степени выполнения требований  «Программы воспитания в детском  саду», текущих общественных событий, труда и быта взрослых, типичных  явлений природы и т. д.

 

 

3.Содержание планирования воспитательно-образовательной работы

 Непосредственной основой  планирования работы дошкольного  учреждения в целом и каждой  возрастной группы является «Программа  воспитания в детском саду». Ее  содержание и получает дальнейшую  конкретизацию в планах воспитательно-образовательной  работы на тот или иной отрезок  времени.

 Основной формой организации  обучения в детском саду являются  занятия. Система занятий, рекомендуемая  той или иной методикой (ознакомление  детей с окружающим, формирование  элементарных математических представлений  и др.), отражается в плане работы  с учетом конкретных ее условий, степени и темпа развития детей. Так, система занятий по ознакомлению  с сезонными изменениями природы  будет разной в детском саду, расположенном в пригороде или  сельской местности, и в детском  саду, находящемся в центре большого  города. На усвоение правильных  способов выполнения одного из  видов основных движений в  теории и методике физического  воспитания отводится 2—3 занятия (это  движение планируется как основное  содержание занятия); в плане же  количество занятий может быть  изменено в зависимости от  темпа усвоения данного навыка  детьми.

 При планировании занятий  учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение  и обобщение знаний и умений, использование их в жизни —  перенос в новые условия), предусматривается  повторение материала и постепенный  характер его усложнения. Занятия  по каждому из разделов обучения  согласуются с занятиями по  другим разделам. Например, при ознакомлении  детей с окружающим, с природой  решаются также некоторые задачи  развития речи. Связи между разделами  программы позволяют показать  то или иное явление с разных  сторон, углубить и закрепить  представления о нем, научить  использовать знания и умения  в различных условиях.

Информация о работе Воспитательная работа в ДОУ