Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 17:12, курсовая работа
Роль семьи в формировании личности ребенка имеет большую роль. Ребенок, воспитывавшийся в атмосфере любви и ласки легче адаптируется в социальной среде, имеют меньше проблем в общении со сверстниками, и наоборот жесткие рамки и требования приводят к различным комплексам и психологическим проблемам. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию
Введение
Глава 1. Авторитарный стиль воспитания
1.1 Понятие Авторитарного стиля воспитания
1.2Портрет авторитарного родителя
Глава 2. Формирование личности ребенка в семье с авторитарным стилем воспитания
2.1 Становление «Я»
2.2 Социализация ребенка в авторитарной семье
Глава 3. Методики по изучению стилей родительского воспитания и коррекционная программа
3.1 Методика и процедура исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
3.3Коррекционная работа по изменению отношения родителей к ребенку
Заключение
Список литературы
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы
отнесетесь к сквернословию
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова, это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток
хочет провести выходные на
даче у подруги, где соберется
компания сверстников в
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Стиль поведения |
Номера вопросов | |||||||||
Авторитетный |
Б |
В |
В |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
Б |
Авторитарный |
А |
А |
Г |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
Либеральный |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
В |
В |
В |
Индифферентный |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
В |
В |
Г |
Б |
Г |
Отметьте в таблице
выбранные вами варианты
Если среди ваших
ответов не преобладает какая-
Авторитетный стиль – Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль – Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль – Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода.
Индифферентный стиль – Проблемы воспитания не является для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он в праве рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.
Опросник «Мера заботы»
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция.
Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.
Обработка результатов
Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка – главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!
3.2 Анализ результатов исследования
В ходе исследования авторитарного стиля семейного воспитания, нами были опрошены 10 пар родителей дошкольников.
По итогам опросника «Стили родительского воспитания» мы выяснили, что 2 семьи придерживаются индифферентного стиля воспитания ( из них одна семья является неблагополучной, в другой родители не имеют возможности много времени уделить ребенку), 5 семей воспитывают детей при помощи либерального стиля воспитания, причем в 1 из семей, родители в которой заняты работой признались, что стараются быть для ребенка авторитетом и все же в их семье преобладает либеральное воспитание. И для 3 семей по итогам исследования характерен авторитарный стиль воспитания, в них входят неблагополучная семья, родители-студенты, и «деловые» родители. Из комментариев родителей-студентов выяснилось, что большую часть времени ребенок проводит с бабушкой, которая старается во всем потакать ребенку, родителям тяжело воспитывать ребенка, поэтому они прибегают к методу «кнута и пряника».
Из результатов второго опросника «Мера заботы» выяснилось, что в одной из семей родители слишком много уделяют внимания ребенку, 4 семьи знают меру над опекой своего чада и 5 семей не уделяют или не могут уделять должного внимания к своему ребенку.3
3.3Коррекционная работа направленная
на изменение отношения родителей к ребенку.
Программа коррекции
Целью предполагаемой программы является перестройка отношения и общения родителей к своим детям, которые мешают их нормальному взаимодействию».
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение 4 часов. Общий курс состоит из 8 занятий.
Задачи данной программы:
1. Сформировать у родителей представление об основных компонентах двустороннего общения.
2. Научить родителей реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей только выражением своих чувств, выраженных с помощью высказываний.
3. Помочь родителям изменить восп
4. Развивать способность к контро
5. Научить родителей
6. Ознакомить родителей с
Результатом программы должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.
Программа включает три основных этапа, различающихся по своим задачам и продолжительности:
I этап – ориентировочный (2 занятия);
II этап – объективирование
III этап – реконструктивно-
IV этап – обобщающе-закрепляющий.
В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений. Специфическими эффектами участия родителей в данной программе являются повышение их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе более адекватного представления о детских возможностях, ликвидация психолого-педагогической некомпетентности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком, осложнение жесткого контроля со стороны родителей и навязывания ими своей воли.
Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации ребенком; коррекция некоторых личностных особенностей характера (тревожность, доминантность, неуверенность, неспособность владеть собственными чувствами).
Основной формой занятий по программе является когнитивно-поведенческий тренинг. Работа в тренинговой группе обусловлена тем, что групповой метод создает условия воздействия в системе межличностных отношений на ее участников и способствует развитию у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия с другими людьми.
Для успешной реализации целей и задач работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации когнитивно-поведенческого тренинга:
1) Принцип групповой работы: вся работа и все выводы делается совместно.
2) Принцип последовательности в
выстраивании процедур по
3) Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение информации от других членов группы, анализирующих результаты выполнения упражнений. Благодаря этому каждый участник может корректировать свое последующее поведение, заменяя старые неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого на занятиях создаются условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе.
4) Принцип добровольного участия,
как во всем тренинге, так и
в его отдельных занятиях и
упражнениях, Взрослый должен иметь
естественную
5) Принцип самостоятельности: формирование
у родителей уверенности в
себе через «ежедневное
6) Принцип практической
7) Принцип компетентности в
Каждое занятие, независимо от коррекционного этапа программы и его конкретного содержания включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.
Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая; а также создать позитивный настрой на занятие, обеспечить эмоциональную реакцию и информирование участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический «разогрев» и на снятие эмоционального напряжения: слушание музыки, дыхательная гимнастика, элементы саморегуляции.