Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 21:01, реферат
Четырехлетнее обучение по большинству специальностей приводит к получению степени бакалавра, являющейся квалификационной степенью высшего профессионального образования, с выдачей соответствующего документа об образовании - Bakalavri Diploma. По результатам аттестации по не менее чем пятилетней высшей профессиональной образовательной программе выпускникам присваивается квалификационная степень высшего профессионального образования «Дипломированный специалист»[2].
Высшее образование в Армении
К высшим учебным заведениям Армении относятся университеты, академии, институты, консерватория. Статус высшего учебного заведения определяется формой его образовательных программ, организационно-правовой формой, наличием государственной аккредитации. Государственная аккредитация осуществляется по учебным заведениям и преподаваемым в них специальностям. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, учебное заведение выдает соответствующий документ об образовании (свидетельство, диплом). Лица, прошедшие итоговую аттестацию по аккредитованным профессиям (специальностям) получают документ об образовании государственного образца.
В Республике Армения установлены следующие квалификационные степени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр[2].
Четырехлетнее обучение по большинству специальностей приводит к получению степени бакалавра, являющейся квалификационной степенью высшего профессионального образования, с выдачей соответствующего документа об образовании - Bakalavri Diploma. По результатам аттестации по не менее чем пятилетней высшей профессиональной образовательной программе выпускникам присваивается квалификационная степень высшего профессионального образования «Дипломированный специалист»[2].
Обладатели диплома бакалавра или диплома специалиста могут поступить на двухлетние программы высшего профессионального образования в магистратуру высших учебных заведений. Успешное завершение такой программы обучении приводит к получению Magistrosi Diploma, свидетельствующему о присвоении степени магистра - квалификационной степени высшего профессионального образования[2].
В Армении отсутствуют дополнительные требования о наличии трудового стажа и опыта работы для начала профессиональной деятельности по юридическим, педагогическим и инженерным специальностям[2].
Выпускники медицинских вузов
после 6 лет обучения должны пройти дополнительный
год профессиональной практики, так называемую
интернатуру, прежде чем подать документы
иМинистерство здравоохранения и сдать квалификационный экзамен
для получения лицензии на право профессиональной
деятельности. После прохождения интернатуры студен
Докторские программы реализуются в аспирантуре, целью этих программ является подготовка научно-педагогических кадров. Продолжительность докторских программ от 2 до 3 лет. После защиты диссертации выпускнику присваивается звание кандидата наук (Gitoutunneri teknatsu), а при завершении программы без защиты диссертации, в основном в технических областях, выпускник получает звание инженер-исследователь (Engineer-investigator). Докторантура является наивысшим уровнем академической карьеры и приводит к получению звания доктор наук (Gitoutunneri Doctor)[2].
Текущая структура финансирования
Модель финансирования Армении схожа с той, которая обширно использовалась на постсоветском пространстве, и имеет две отличительные черты: двухсторонняя плата за обучение и государственные ассигнования университетов, зависящих от квотирования. При такой структуре правительство ежегодно принимает решение о количество необходимых для страны специалистов и выделяет полное финансирование через университеты для выполнения данной задачи. Сумма, выделенная правительством на студентов, основана на нормативной стоимости, которая, как правило, ниже средних затрат на одного студента. По этой причине суммы, взимаемые за обучение со студентов-платников, используются для субсидирования обладателей государственных грантов, и это составляет значительную часть доходов, которые получают университеты.
Хотя контингент зачисленных студентов увеличился, финансирование, выделяемое государством на высшее образование, сократилось, как в реальном измерении, так и в размере на каждого студента. Большинство наблюдателей полагают, что такой исход привел к значительному ухудшению качества преподавания и научных исследований из-за нехватки государственных финансовых ресурсов и отсутствия эффективного процесса обеспечения качества.
Основные проблемы и вызовы
Высшее образование Армении переживает те же самые ключевые проблемы, с которыми имеют дело многие другие страны. Они включают неравный доступ и справедливость, низкое качество и актуальность, низкий уровень производительности.
Неравный доступ и справедливость. Хотя за последние годы прием в высшем образовании Армении резко увеличился, пока уровень соответствующей возрастной группы остается ниже среднего международного уровня. Кроме того, доступ неравномерный. У учащихся с низким уровнем дохода и выходцев из сельской местности намного меньше шансов получить доступ к высшему образованию в Армении, чем у студентов из более обеспеченных семей или городов.
Низкое качество и актуальность. Существует множество причин для беспокойства относительно качества высшего образования в Армении. Во-первых, текущие процедуры по обеспечению качества не соответствуют признанным эквивалентам, применяемым в Европе. Во-вторых, в аудиториях присутствует коррупция. Отсутствие соответствия также представляет проблему в Армении. Хотя текущая ситуация в области трудоустройства и поиска работы выпускниками как-то улучшилась, очевидны структурные несоответствия между квалификацией выпускников и требованиями рынка труда. В данный момент только одна треть выпускников трудоустроена и их заработная плата лишь слегка превышает оклад тех, кто еще не окончил обучение.
Низкий уровень производительности. Поразитель
Разработка стратегии финансирования
Для преодоления вышеуказанных трудностей в Армении разрабатывается стратегия финансирования высшего образования. Эти реформы будут направлены на улучшение участия, снижение неравенства, улучшение качества и актуальности, повышение общей производительности данного сектора, а также на дальнейшее достижение соответствия Болонскому процессу.
Финансирование вузов с учетом результативности. Суть этой ключевой реформы заключается в продвижении к более современной системе финансирования, основанной на результатах и производительности. Предлагается система, по которой из бюджета будут ежегодно финансироваться затраты за каждого выпускника, получившего степень, государственным и частным вузам. Для достижения большей эффективности сумма выплат будет основываться на пересмотренной норме стоимости, которая более точно отражает текущие и запланированные условия рынка труда. Кроме того, присвоенные степени должны будут приведены в соответствие с положениями об обеспечении качества и требованиями Болонского процесса.