Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:09, реферат
Развитие коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.
1. В.А. Сухомлинский – последователь А.С. Макаренко в оценке коллектива как средства воспитания……………………………………………………….с. 3
1. 2. Понятие структуры коллектива и взаимодействия в нем……………… с. 6
2. 3. Сотрудничество в деятельности – основа развития и сплоченности коллектива. Развивающе-воспитательное воздействие трудовой деятельности.…………………………………………………………………...с. 9
4. О педагогическом руководстве детским коллективом…………………..с. 12
5. Проблема коллектива и индивидуальности в решении павлышского педагога………………………………………………………………………..с. 15
6. Список литературы…………………………………………………………с. 17
Министерство образования Республики Беларусь УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Контрольная работа по истории педагогики и педагогической мысли «В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе»
Работу выполнила Мадекша Ольга Федоровна студентка 3 курса 372 группа факультета белорусской филологии и культуры (заочное отделение) Научный руководитель кандидат педагогических наук доцент Лилия Николаевна Тимашкова
Минск 2009г. СОДЕРЖАНИЕ 1. В.А. Сухомлинский – последователь
А.С. Макаренко в оценке коллектива как
средства воспитания……………………………………………………
4. О педагогическом руководстве детским коллективом…………………..с. 12 5. Проблема коллектива и индивидуальности
в решении павлышского педагога………………………………………………………… 6. Список литературы……………………………………………………
Развитие коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему в системе коллективного воспитания большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных перспектив. В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся. В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад и т.д. Большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Существенным фактором развития зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реализуется положение А.С.Макаренко о педагогике “параллельного действия”. Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-настоящему выступает как субъект воспитания, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально-здоровая ячейка нашего общества. В организации
и воспитании коллектива Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский. Для воспитания коллектива нужны как торжественно- праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения. Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив. При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как: - организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью; - нравственно-воспитательная и личностно развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся; - стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.
2. Понятие структуры коллектива и взаимодействия в нем. В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. В общешкольный коллектив входят первичные коллективы (классы). Для выполнения работ на непродолжительное время могут создаваться временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности и т.д.). В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты в классах и т.д.). Эти органы в ученических коллективах принято считать формальными. Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Если формальные
структуры коллектива В.А.Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. В качестве
важнейших средств общественная и культурно- массовая деятельность учащихся. В процессе организации деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива. Педагогическую
основу этой методики - умелое предъявление требований к учащимся; - воспитание ученического актива; - организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности; - формирование здорового общественного мнения; - создание и развитие положительных традиций коллективной жизни. Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива. Для
того, чтобы педагогические требования
поддерживались всеми учащимися,
необходимо стремиться к тому,
чтобы их поддерживала более
сознательная часть учащихся. Поэтому
в воспитательной работе с коллективом
большое значение имеет воспитание
ученического актива, развитие
его самостоятельности и принципиальности.
Труд и культура, вся жизнедеятельность
современного человека с каждым годом
все больше зависят от уровня его духовности,
нравственной позиции.
3.Сотрудничество в деятельности – основа развития и сплоченности коллектива. Развивающе-воспитательное воздействие трудовой деятельности. Другой
идеал коммунистического воспитания —
труд как основа воспитания нового человека
— в теории и практике Павлышской школы
наполнялся также необычными для советской
педагогической мысли личностной направленностью
и духовно-нравственным содержанием. Системе
трудового воспитания в сельской школе
была посвящена кандидатская диссертация
Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих
пятнадцати лет эта система непрерывно
совершенствовалась, обеспечивала учащимся
все большие возможности для удовлетворения
своих трудовых интересов и склонностей,
самореализации и самоопределения, подготовки
к профессиональной деятельности. Главное
же заключалось в том, что педагогически
организованный труд выступал ничем не
заменимым средством воспитания. «Что
означает идея: труд — основа всестороннего
гармонического развития? В практической
работе с детьми и подростками это означает,
что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному,
моральному, эстетическому, эмоциональному,
физическому развитию, к становлению идейной,
гражданской основы личности». «Умственный
труд», «труд души», «созидание трудом
красоты», школьная «атмосфера серьезного
отношения к труду» и т.д. По существу,
всем строем школьной жизни утверждалось
отношение к труду как основе нравственности: Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического... Чувствовать, понимать, ценить и творить… Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой – значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку. Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе – труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. «На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.
4. О педагогическом руководстве детским коллективом. Педагогическое
наследие В.А. Сухомлинского разносторонне
и многопланово. Вся система деятельности
павлышского учителя проникнута высокими
принципами коммунистического гуманизма,
глубоким уважением к личности ребенка.
Когда его спрашивали: ”Что самое главное
было в его жизни?”, он отвечал: ”Любовь
к детям!” Искренняя любовь к детям и подлинная
педагогическая культура, по Сухомлинскому,
понятия нерасторжимые. Он считал, что
учитель обязан уметь дорожить детским
доверием, щадить беззащитность детей,
быть для него воплощением добра и справедливости.
Без этих качеств не может быть учителя.
“Если учитель стал другом для ребенка,
если эта дружба озарена благородным влечением,
порывом к чему-то светлому, разумному,
в сердце ребенка никогда не появится
зло. И если в школах есть насторожившиеся,
ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда
и злые дети, то лишь потому, что учителя
не узнали их, не нашли подхода к ним, не
сумели стать их товарищами. Воспитание
без дружбы с ребенком можно сравнить
с блужданием в потемках.” В.А.Сухомлинский
- достойный наследник гуманистической
традиции. В Павлышской средней школе
воспитание без наказаний было педагогическим
принципом всего педагогического коллектива.
В подходе к проблеме наказаний в школе
имела место определенная эволюция его
взглядов. Вначале он признавал в принципе
целесообразность наказаний, был убежден,
что они в определенных случаях могут
быть эффективным методом воспитательного
воздействия, а в последние годы своей
деятельности решительно отстаивал следующий
тезис: воспитание несовместимо с наказаниями
учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний,
как грубое отчитывание, высмеивание,
выставление из класса, оставление провинившегося
после уроков для выполнения какой-либо
работы, специальные жалобы в дневнике
учителя. Наказание Сухомлинский в отличие
от его предшественников понимал гораздо
глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский,
- можно нередко услышать разговоры о поощрении
и наказании. А между тем, самое главное
поощрение и самое сильное наказание в
педагогическом труде - это оценка».
5. Проблема коллектива и индивидуальности в решении павлышского педагога. В.А. Сухомлинский,
как А.С. Макаренко и другие советские
педагоги, рассматривал коллектив как
могучее средство коммунистического воспитания.
Список литературы 6.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.,1992. 7.Подласый И.П. Педагогика./ 8.Харламов И.Ф. Педагогика. М.1997.
|
Информация о работе В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе