В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать. Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.

Содержание

Педагогическая деятельность 10
Педагогическое взаимодействие 13
Педагогическая технология 16
Педагогическая задача 19

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Контрольная работа.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Схема 3 - Виды педагогической деятельности

 

Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики: целеположенность, мотивированность, предметность, продуктивность.

Каждый акт преподавания призван вносить определенные изменения  как в сам характер деятельности обучающегося, так и в процесс его становления как личности. Для этого педагог проводит тщательный анализ целей обучения применительно к конкретным ситуациям обучения, к конкретной изучаемому содержательной учебной информации и каждому ее разделу в отдельности. И каждый раз цели обучения на занятиях должны быть доведены до указания типовых задач, ради которых организуется обучение. Без определения таких задач цели обучения оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких задач предназначаются знания, педагог не может определить, какую деятельность должны совершать обучающиеся при обучении этим знаниям. Вот почему до начала обучения педагог должен не только иметь четкую программу того «чему учить», но и сформировать те задачи, в которых обучающиеся должны будут использовать усваиваемое содержание, т.е. «как учить».2

При разработке таких  программ педагог должен оценить  какие знания, с какой целью, и в какой степени он предполагает сформировать у обучающихся в результате изучения ими данной содержательной учебной информации. Для этого ему необходимо учесть особенности отдельных видов учебной деятельности обучающихся, которая обеспечит достижение поставленных целей в деле формирования умственных и психических качеств обучающихся.

Педагогическое  взаимодействие

 

 

Важнейшей характеристикой  личностной стороны педагогического  взаимодействия является возможность  воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Педагогическое взаимодействие − процесс, происходящий между воспитателем и воспитанниками в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности обучающегося. Взаимодействие категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке оно выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

В основе педагогического  взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Педагогическое взаимодействие совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение  к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика  деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

При воздействии на окружение оправдывает  себя прием воздействия через  референтное лицо. У каждого ученика  есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую  и личностную. Другими словами, педагог  и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с  другой - индивидуальные, личностные качества. Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий  из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

  • учебно-воспитательной деятельностью;
  • целью обучения;
  • воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

  • познавательной;
  • трудовой;
  • творческой.

В его основе лежит, главным  образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться  как процесс, который выступает  в нескольких формах:

  • индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
  • социально-психологический (взаимодействие в коллективе);
  • интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию.

Одним из способов реализации педагогического взаимодействия является совместная деятельность педагогов  и учащихся. Существует мнение, что при совместной (или коллективной) деятельности тормозится развитие личности. Однако получены экспериментальные данные, доказывающие возможность развития каждого члена группы, участвующего во взаимодействии. Установлено, что среди единомышленников, объединенных общей деятельностью, человек чувствует себя более уверенно, испытывает состояние духовного подъема, осознает собственную значимость. Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.

Педагогическая технология

 

 

Педагогические технологии – качественно новая ступень  в развитии "производственного  аппарата" педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) имеет множество  трактовок.

Исторически понятие "технология" возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.

Впервые в двадцатые  годы термин "педагогическая технология" упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).

В это же время распространилось и другое понятие – "педагогическая техника", которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать  учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

Педагогическая технология − системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Структура педагогической технологии включает следующие компоненты:

  1. концептуальная основа;
  2. содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала;
  3. процессуальная часть (технологический процесс): организация педагогического процесса; методы и организационные формы учебно-познавательной деятельности обучающихся; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения содержательной учебной информации; диагностика и прогноз педагогического процесса.3

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным требованиям (критериям технологичности): концептуальность, системность, управляемость, полезность (целесообразность и эффективность) и воспроизводимость.

По сущностным и инструментально  значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий:

  • по уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;
  • по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и  метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности;
  • по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии;
  • по научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие;
  • по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционые (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправлящих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП);
  • по характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) проникающие технологии.

 

 

 

 

Педагогическая  задача

 

 

Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Она определяется как педагогическая проблема, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.

Педагогическая задача − результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом. Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности. Задачи возникают всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению».

Различают два типа педагогических задач:

  1. собственно педагогическая задача, когда речь идет о переводе обучающегося на более высокий уровень обучения, воспитанности или развития;
  2. функционально педагогические задачи, когда задается способ или форма достижения поставленной цели.

Решение педагогической задачи − процесс сложный, а результат  − неоднозначный,потому что осуществляется в системе «педагог-обучающийся». Перевод человека из одного состояния в другое можно осуществить несколькими способами и различных людей по-разному.

Педагогические задачи делятся на три больших класса: задачи по обучению, задачи по воспитанию и задачи по организации совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности педагога и обучающихся. Каждый класс подразделяется на группы. Классификация и характеристика педагогических задач показана на схеме 4.

Схема 4 - Виды педагогических задач

Существуют другие классификации  педагогических задач. Важно понимать, что это всегда осознанная педагогом «проблемная ситуация, выход из которой субъект решения ищет с учетом ограничений и предписаний, накладываемых искомым результатом, нормами и правилами самой профессии, производственными условиями, в которых задача решается, а также собственных возможностей».

При решении педагогических задач существуют различные варианты построения процесса обучения: репродуктивный и продуктивный. Репродуктивный включает следующие этапы:

  • постановка и осознание задачи;
  • восприятие явлений, фактов;
  • осмысление;
  • понимание;
  • запоминание;
  • усвоение;
  • применение (репродуктивное, алгоритмическое, творческое).

Информация о работе В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс»