Гендерное воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:52, дипломная работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и поло ролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.) одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание ученых.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

Введение

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.                                                                                       

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и поло ролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.) одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание ученых.

Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный –– ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина); эмоциональный –– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман); поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Гипотеза исследования – предполагалось, что организация гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка.

Объект исследования – сущность гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

Цель - определить особенности работы воспитывающие гендерные особенности.

Задачи:

-  Изучить особенности  гендерного воспитания

- Рассмотреть актуальность гендерного подхода к дошкольникам

- Создание предметно-игровой среды, отвечающей гендерным психофизиологическим особенностям детей

- Формирование опыта взаимодействия во всех видах деятельности между мальчиками и девочками с ориентацией на представления детей о гендерных особенностях поведения в детском саду и дома.

Методы исследования:

·       Наблюдение

·       Создание развивающей среды

·       Дифференцированный подход

·       Создание проблемной ситуации

·       Создание игровой ситуации

·       Анализ

·       Тематические творческие задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

1.1 Из истории  становления гендерного воспитания.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. Изучавшая проблему Л.И. Столярчук, нашла меньше двух сотен работ на русском языке (от тезисов до диссертаций с середины XIX до конца XX века), в которых специально рассматриваются вопросы полового воспитания как одного из направлений воспитания. И есть лишь несколько работ, авторы которых делают попытку рассмотреть воспитание мальчиков и девочек в полоролевом аспекте (Т.Ю. Абаева, Л.Н. Тимощенко). В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны.

Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий.

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На мой взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Разные авторы определяют способность к творчеству по-разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству видится в создании нечто нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность – именно это называется креативностью (Э. М. Фромм). Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.

Гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию;

В педагогической практике создаются условия для реализации данных способностей в конструктивных видах деятельности. Вместе с тем, как показывает анализ методической литературы (Э.К. Гульянц, И.А. Базик, З.А. Богатеева) и практики, обучение конструированию носит чисто репродуктивный характер. В то же время детское техническое творчество, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В.Запорожец), что и позволяет считать эту деятельность мощным средством развития творчества у мальчиков и решения задач гендерного воспитания.

Анализ опыта творческого воспитания в конструировании выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных видов конструирования и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в трудовой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

Исходя из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

— в определении содержания и методов обучения;

— в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

1.2 Актуальность  гендерного подхода в дошкольном  образовании

Процесс реализации федеральных государственных требований сопровождается определенными трудностями, связанных с несоответствием, традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современными требованиями к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования.  Инновационный подход в рамках личностно ориентированного образования является двигателем педагогики в целом.

Однако современные программы системы дошкольного образования не учитывают в полной мере специфики гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования, носящая инновационный характер, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создания гендерокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Инновационный подход в образовании решает ряд задач. С Таким образом, педагогическая деятельности с позиции инновационного подхода есть целенаправленное изменение вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

В свете ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса:

Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;

В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:

Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);

 При организации педагогического  процесса с учётом половой  идентичности так же необходимо: Проведение дифференциации видов  деятельности разнополых детей (создание  условий для занятий мальчиков  «мужским» ремеслом, для занятий  девочек рукоделием); Учет гендерной  составляющей игр и игрушек  разнополых детей (полноценный набор  игрового материала в соответствии  с возрастными особенностями.  Для успешного воспитания разнополых  детей, осуществления гендерного  подхода так же необходимо: Предоставление  детям возможности для постоянной  позитивной трансляции собственного  опыта; Выявление и контроль принципов  и качества усвоения знаний  разнополыми детьми; Обеспечение  оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых  детей; Создание условий для позитивной  трансляции гендерного опыта  педагога в ДОУ;

Информация о работе Гендерное воспитание дошкольников