Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:53, реферат

Краткое описание

Гигиена детей и подростков как наука о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и как самостоятельный раздел санитарно-эпидемиологической службы страны не может существовать и развиваться, не опираясь на объективный показатель «санитарного состояния» детского населения в данный момент. Состояние здоровья служит контролем эффективности осуществляемых гигиенических мероприятий и определяет направление дальнейшей деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………..3
II. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала
Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..4

Санитарно-просветительская работа с родителями……………………....6

Повышение санитарно-гигиенических знаний воспитателей …………..7

1.4 Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении………………..8

Гигиеническая подготовка технического персонала ……………………10

III. Заключение………………………………………………………………….11
IV. Список источников литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по теме Основы педиатрии и гигиены.docx

— 888.18 Кб (Скачать файл)

Московский университет  имени С.Ю. Витте

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Гигиеническое  воспитание детей,

санитарное  просвещение родителей и персонала»

 

студентки первого курса заочной формы обучения факультета управления НОУ ВПО «Московский университет имени С.Ю.Витте»

Специальность/ направление

«050400.62 Психолого-педагогическое образование»

 

Хомутовой И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

Оглавление

 

I. Введение………………………………………………………………………..3

II.  Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала

    1. Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..4

 

    1. Санитарно-просветительская работа с родителями……………………....6

 

    1. Повышение санитарно-гигиенических знаний воспитателей …………..7

 

1.4 Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении………………..8

 

    1. Гигиеническая подготовка технического персонала ……………………10

                                                  

 III.  Заключение………………………………………………………………….11

IV. Список источников литературы……………………………………………12

IV.  Приложение…………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Народное образование, обучение и воспитание подрастающего поколения всегда были в центре внимания.   Цель намеченных преобразований состоит в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и воспитания молодежи, подготовки и повышения квалификации кадров, создать тем самым необходимые условия для решения задач по здравоохранению. Выполнение выдвинутых   задач возможно при решении гигиенических проблем охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, подготовки их к труду и защите Родины. Значительная роль в этом отводится медицинским работникам. От них во многом зависит правильная с гигиенических позиций организация учебно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях, школе и других учебно-воспитательных учреждениях, а также обеспечение уровня гигиенических знаний у подрастающего поколения.

 В середине XIX века значительных успехов достигла отечественная медицина, в том числе и гигиена детства, получившая дальнейшее развитие на основе экспериментальных исследований. Этому в значительной мере способствовали работы ученых-гигиенистов Ф. Ф. Эрисмана и А. П. Доброславина, их учеников и последователей — Г. В. Хлопина, В. Е. Игнатьева, Д. Д. Бекарюкова и др. Эти ученые впервые применили точные методы естественных наук в гигиенических исследованиях и обосновали необходимость экспериментальных наблюдений.

Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Правильная гигиеническая организация внешней  среды — основное условие сохранения и укрепления здоровья детей. Каждый возраст ребенка имеет свои особенности  и выдвигает требования к организации  режима. 
Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические знания и опыт коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда, эпидемиологии, социальной гигиены. Кроме того, она тесно связана с различными клиническими, биологическими, педагогическими, техническими науками. От других гигиенических дисциплин отличается тем, что является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья наиболее ранимой части населения.

Характерными особенностями  организма детей и подростков являются незавершенность развития, пластичность, большая подверженность влиянию различных факторов. Здоровье человека формируется с детства. От того, насколько человек сохранит и укрепит его за годы пребывания в организованных коллективах, зависят  здоровье будущего взрослого населения, экономический и обороноспособный потенциал нашей страны.

Гигиена детей и подростков как наука о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения  и как самостоятельный раздел санитарно-эпидемиологической службы страны не может существовать и развиваться, не опираясь на объективный показатель «санитарного состояния» детского населения в данный момент. Состояние здоровья служит контролем эффективности осуществляемых гигиенических мероприятий и определяет направление дальнейшей деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Проблема изучения состояния  здоровья населения вообще и подрастающего  поколения в частности имеет  государственное значение, так как  результаты глубоких социально-гигиенических  исследований в этой области являются основным критерием организации, планирования и проведения в жизнь широких  лечебно-профилактических и оздоровительных  мероприятий, позволяющих не только сохранять, но и укреплять здоровье детей и подростков.

II. Гигиеническое воспитание детей,

санитарное просвещение  родителей и персонала

1.1  Гигиеническое воспитание детей

        Гигиеническое воспитание ребенка осуществляется совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Перед воспитателем группы стоит большая задача — помочь родителям правильно воспитать детей. С этой целью проводится систематическая санитарнопросветительная работа среди родителей. Ее задачи — разъяснение важности строгого выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; ознакомление с основами рационального питания детей, с мерами профилактики травматизма, детских инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также с методикой закрепления гигиенических навыков. Работа с родителями строится в форме бесед и инструктажей во время приема детей, посещения их дома, а также включает выступления на родительских собраниях. 
Значительный объем работы по санитарному просвещению родителей возлагается и на медицинский персонал дошкольного учреждения. Медицинские работники принимают непосредственное участие в родительских собраниях, знакомят аудиторию с уровнем физического и нервнопсихического развития детей, наличием или отсутствием хронических заболеваний, уровнем основных функций организма. В отношении каждого ребенка должны быть даны конкретные рекомендации. Врач и медицинская сестра проводят индивидуальные и групповые обследования, консультации. 
Для пропаганды гигиенических знаний широко используются средства наглядной агитации. В вестибюлях, около медицинского кабинета следует размещать уголки здоровья, вывешивать санитарные бюллетени, плакаты и выставки. Определенную помощь могут оказать школы и народные университеты для родителей, лекции и конференции, проводимые домами санитарного просвещения. 
В семье должны быть созданы условия для выполнения гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий (кровать, стол, стул). Необходимо, чтобы в игровом уголке было хорошее естественное и искусственное освещение. Ребенку следует дать щетки для ухода за одеждой и обувью, выделить тазик для стирки носовых платков и носков. Важно также обеспечить возможность проведения гигиенических и закаливающих процедур. 
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому в беседах с родителями следует подчеркивать, что курение, употребление алкоголя — привычки, опасные не только для взрослых, но и для детей. Установлено, что дети из таких семей, став взрослыми, очень часто следуют примеру своих родителей. 
А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение». 
В семье, где ктолибо из родителей пьет, нет нормальных условий для воспитания детей. Как правило, дети предоставлены самим себе, плохо и нерегулярно питаются. Тревожная, напряженная обстановка, частые конфликты, скандалы травмируют психику детей, оставляя неизгладимый след на всю жизнь, и нередко приводят к развитию невротического состояния. 
У детей, растущих в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, могут формироваться ненормальные, уродливые, болезненные черты характера: лживость, лицемерие, злобность, мстительность и др. Причина этого — постоянный страх, что пьяный отец может обидеть, избить, часто это страх за мать, которую оскорбляет отец, и т. д. 
Нередко, и в, казалось бы, благополучных семьях, первую рюмку спиртного ребенок получает из рук родителей — в праздничные дни, когда он вместе с гостями усаживается за стол. Между тем детский организм чрезвычайно чувствителен к алкоголю, одна рюмка водки (60—70 г) может оказаться смертельной для ребенка 2—3 лет, а 100—150 г — для 6—8 летнего ребенка. Необходимо объяснять родителям, что у детей наиболее уязвима центральная нервная система, прежде всего головной мозг, а алкоголь повреждает стенки кровеносных сосудов и особенно губительно действует на ткань мозга. Дети, привыкшие с раннего возраста употреблять вино, пиво, становятся раздражительными, часто жалуются на головные боли, беспокойно спят, быстро утомляются. Потребление спиртного ослабляет нервную систему, тормозит рост и развитие организма, может стать причиной тяжелых заболеваний.

 

 

1.2  Санитарно-просветительская работа с родителями

Воспитание гигиенических  навыков — задача важная, требующая  от родителей терпения и настойчивости. К сожалению, не все родители уделяют  этой стороне воспитания достаточно внимания.

 Гигиенические навыки  следует воспитывать с самого  раннего возраста ребенка, тогда  они становятся стойкой привычкой,  потребностью, ребенок не представляет, как можно поступить иначе.

Многие родители ошибочно полагают, что воспитание ребенка  начинается лишь со школы. Достигнуть хорошего результата в воспитании ребенка  можно только в том случае, если оно начинается с самого раннего  возраста.

 Если гигиеническому  воспитанию не уделялось внимания  в течение первых семи лет,  часто приходится говорить не  о воспитании, а о перевоспитании  ребенка, о борьбе с вредными  привычками.

Выдающийся советский  педагог А. С. Макаренко говорил: «Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то бывает, и поленились, запустили ребенка  — тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа перевоспитании — уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и, больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется... Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно».

Возраст от колыбели до школы  — один из самых решающих периодов в развитии человеческих качеств. «В первые семь или восемь лет нашей  жизни,— писал замечательный  русский педагог К. Д. Ушинский,—  память наша усваивает столько, сколько  не усваивает во всю нашу остальную  жизнь. В это время мы приобретаем  именно большую часть той громадной  массы сведений, которая обща всем людям».

Следует еще отметить, что  гигиеническое воспитание связано  и с воспитанием характера, воли, дисциплинированности. Родители, которые  следят за тем, чтобы ребенок всегда убирал свою постель, делал утреннюю зарядку, мыл ноги на ночь, следил за одеждой, в определенный час ел, садился  за уроки, тем самым воспитывают  в нем аккуратность, дисциплинированность, приучают его к порядку.

Гигиеническое воспитание подготавливает к трудовой деятельности. Дети, убирая уголок с игрушками, рабочее место, застилая постель, не только помогают родителям, но и приобретают трудовые навыки.

Гигиеническое воспитание является в то же время и эстетическим. Грязное не может быть красивым. Приучая ребенка ухаживать за волосами, зубами, следить за чистотой тела, одежды, соблюдать чистоту в доме, родители постепенно воспитывают в детях любовь и стремление к красоте.„Детей, посещающих детский сад, приучают выполнять Необходимые требования: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, аккуратно есть, одеваться и раздеваться, складывать в порядке одежду, вешать ее на место, пользоваться носовым платком и т. д. Требования воспитателей должны обязательно поддерживаться в семье, а ведь иногда сердобольные мамы и бабушки «жалеют» ребенка и дома одевают и раздевают его, разрешают перехватить что-нибудь вкусное перед едой. Некоторые же родители просто не обращают внимания на то, как ребенок ест, как держит, вилку и ложку, не напоминают ему о мытье рук перед едой и после посещения уборной. В результате упорный труд воспитателей пропадает.

Воспитывать у детей дошкольного  возраста стремление к чистоте помогают различные игры, картинки, диафильмы, чтение рассказов и стихов на санитарные темы и беседы о показанном или  прочитанном, В увлекательной форме  детям следует рассказывать о  том, что грязь приводит к болезням, а чистота помогает сохранить  здоровье, о том, как можно заразиться различными болезнями, почему надо мыть руки и т. д.

Очень трудно воспитывать  у ребенка полезные привычки, если в семье нет единых к нему требований. Иногда мать приучает ребенка к порядку, а бабушка, «жалея» внука, разрешает  не выполнять этих требований. При  поступлении в детский сад  некоторым детям первое время  бывает очень трудно освоиться в  новой обстановке, приспособить выработанные навыки к новым условиям. Поэтому  родители должны рассказать воспитателям о том, к чему привык ребенок, об особенностях в его поведении и т. д.

Это в значительной мере может облегчить привыкание ребенка  к новым условиям детского сада.

Как известно, дети склонны  к подражанию. Поэтому родителям  следует постоянно следить за собой и аккуратно соблюдать  те правила, выполнения которых требуют  от ребенка. «Если вы требуете, —  говорил А. С. Макаренко, — чтобы  дети за обедом не читали книгу, то и  сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа.

Во всех этих пустяках гораздо  больше значения, чем обыкновенно  думают».

 
      1.3 Повышение санитарно-гигиенических знаний воспитателей

 
 
Качество воспитательной работы в  детском учреждении определяется прежде всего квалифицированной, слаженной работой коллектива, каждого работника. 
Основным проводником санитарно-гигиенических знаний среди родителей и детей в дошкольном учреждении является воспитатель. Поэтому очень важно, чтобы у педагога была соответствующая подготовка в области гигиены воспитания ребенка. 
Учитывая это, в дошкольном учреждении наряду с повышением производственно-деловой квалификации персонала (воспитателей, медицинских сестер) необходимо предусматривать соответствующую подготовку по вопросам гигиенических знаний. 
Чтобы работа по повышению у работников детского сада или другого детского учреждения проводилась систематически, помимо консультаций и бесед по отдельным вопросам, можно организовать семинары. 
 
1. 4. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении 
 
        Лечебно-профилактическую помощь детям в дошкольных учреждениях оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах имеется несколько старших медицинских сестер. Врач дошкольного учреждения обязан: 
1) проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации; 
2) проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок; 
3) вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей; 
4) вести наблюдение за диспансерной группой больных детей; 
5) осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание; 
6) следить за полноценным и качественным питанием, назначать индивидуальное питание детям в возрасте до 1 г.; 
7) осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей; 
8) проводить работу по профилактике травматизма; 
9) ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней; 
10) постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания. 
 
Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности: 
 
1) принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения; 
2) по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения; 
 
3) проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует текущую дезинфекцию; 
4) оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку; 
5) проводит работу по профилактике травматизма; 
6) осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями; 
7) следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала дошкольного учреждения. 
 
Медицинский персонал дошкольного учреждения строит свою работу по годовому плану, в соответствии с которым разрабатывается ежемесячный план. 
 
Ежедневно медицинские работники осуществляют контроль за режимом дня, питанием, проведением закаливающих процедур, организацией физического воспитания, состоянием помещений, территории, оборудования, следят за нормативами наполняемости детских групп. 
 
Средние медицинские работники ежедневно проверяют санитарное содержание помещений, качество уборки во всех детских группах, в пищеблоке, наличие и срок изготовления дезинфекционных растворов и соблюдение воздушного режима. 
 
В дошкольных учреждениях ежедневно проводится «утренний фильтр»: осмотр-зева, кожи, термометрия, результаты которого заносятся в дневник группы. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в группу. Этого ребенка затем обязательно осматривает врач. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха) с разрешения эпидемстанции организуется карантинная группа из детей, имевших контакт с больным ребенком. Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического режима (посуда обрабатывается и кипятится отдельно, белье замачивается отдельно в дезинфекционных растворах). 
 
При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. Лри проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка. Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка хранения дезинфекционных и моющих средств, (медикаментов, которыми могут пользоваться и воспитатели, наличие острых и режущих предметов. Проверяется на прочность весь инвентарь в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные пособия (шведские стенки, лесенки и т. д.). 
 
Плановые осмотры детей врачом проводятся с помощью медицинской сестры, которая заранее подготавливает нужные сведения и проводит антропометрические измерения подлежащих осмотру детей. Показания осмотра и назначения врача заносятся в историю развития ребенка. 
 
1.5   Гигиеническая подготовка технического персонала 
 
Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо. Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей. 
 
Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей. 
 
Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая необходимую специальную литературу.

                                                                Заключение 
Санитарно-просветительская работа и медицинское обслуживание в дошкольных и школьных учреждениях занимают важное место. Проводятся беседы с детьми, родителями. Воспитатели приучают детей к основам личной гигиены и здоровому образу жизни. 
 
В стенах дошкольных и школьных учреждений проводится по графику (обычно в зимне-весенний период) осмотр детей врачами-специалистами. При выявлении у ребенка отклонений в развитии и состоянии здоровья его берут на диспансерный учет. В настоящее время в яслях, яслях-садах эффективно осуществляют многие лечебно-оздоровительные мероприятия, такие, как лечебная физкультура, корригирующая гимнастика, физиотерапевтические процедуры, дегельминтизация и т. д. Распространенной формой оздоровления диспансерных детей является лечение кариеса и очагов инфекции в носоглотке. 
 
Для эффективного оздоровления и лечения детей, имеющих некоторые хронические заболевания (нарушения слуха, речи, зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы), созданы специализированные дошкольные и школьные учреждения и группы. 
 
В последние годы в крупных городах страны создаются детские учреждения или группы детей с нетяжелыми формами сахарного диабета, бронхо-легочными и аллергическими заболеваниями, последствиями перенесенного гепатита и т. д. Для детей, больных туберкулезом, ревматизмом, ослабленных в результате перенесения тяжелых заболеваний, имеются санатории или санаторные ясли, сады. В них дети получают необходимое медицинское обслуживание, усиленное питание, специальный режим. 
 
Контроль за работой дошкольных и школьных учреждений осуществляет заведующий, директор дошкольных и школьных учреждений и старшая медицинская сестра поликлиники совместно с представителями санэпидемслужбы при плановых посещениях или перекрестных проверках. Проверяется санитарно-гигиеническое состояние помещений, их воздушный, температурный режим, освещенность, наличие соответствующей мебели, физкультурного инвентаря обращается внимание на соблюдение противоэпидемического режима, профилактику острых кишечных заболеваний и пищевых отравлений, организацию физического воспитания, закаливания детей, на качество медико-педагогического контроля на занятиях. Сведения о выявленных нарушениях доводятся до администрации дошкольного школьного учреждения с требованием их устранения, а при необходимости сообщаются отделам народного образования, здравоохранения, исполкомам Советов народных депутатов, санэпидемстанции, руководству ведомственных предприятий и учреждений.


 

IV.Список источников литературы

  1. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н.Кордашенко. – М.: М., 2005.
  2. Крылова Е.Г. Практичнские занятия по курсу «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2004.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007.
  4. Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.  Приложение

      В ноябре  месяце 2013 года в классах, в  которых я преподаю основные  предметы и в которых являюсь  классным руководителем (2 и 3 класс)  был проведен классный час  по  теме: «Твоё здоровье и личная гигиена» На данный классный час был приглашен зубной врач, который поведал ребятам много полезной и нужной информации о гигиене полости рта.


 

 

 


 


Информация о работе Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала