Глоссарий по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:23, контрольная работа

Краткое описание

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Термины по педагогике 2.docx

— 36.77 Кб (Скачать файл)

Система образования.

  1. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
    • преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
    • сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
    • органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
    • объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

(Закон "Об образовании" 2012 г)

  1. Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:
    • эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;
    • она всегда ориентирована на будущее;
    • система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.). («Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008) 
       
  2. Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них. (Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.)

 

Система специального образования

  1. Система специального образования - это институт государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. (Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой . - М.: АСАDEMА,2000.)
  2. Система специального образования - это относительно целостная, многомерная, саморазвивающаяся совокупность взаимосвязанных образовательных, реабилитационных, инновационных процессов, протекающих в образовательных и иных социальных институтах данной территории, а также деятельность субъектов специального образования по управлению этими процессами, нацеленными на создание условий для развития потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, самореализацию их личности, достижение максимальной независимости жизнедеятельности в условиях социальной среды региона; (БарановаМ.Л./Проектирование и организация региональных систем специального образования. Баранова М.Л. - Санкт-Петербург, 2007)

 

Индивидуальный подход в обучении

  1. Индивидуальный подход в обучении - это управление развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
  2. Индивидуальный подход в обучении - это приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. (Подласый И. П. Педагогика.  - М., 2001. - т.1)
  3. Индивидуальный подход в обучении - это подход, направленный на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. (Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой . - М.: АСАDEMА,2000.) 
  4. Индивидуальный подход в обучении - это принцип советской педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни. (http://www.defectology.ru/)
  5. Индивидуальный подход в обучении - это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
  6. Индивидуальный подход в обучении (лат. Individuum  особь) – педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни. (Нигаев А.Н., Шиврина Е.В. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочник..2003г.)

 

 

Дифференцированный подход в обучении

  1. Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. (Е.В. Богомолова. Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории. - Рязань, 2009)
  1. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. Осуществляется с помощью школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарëнных детей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования новейшим средством дифференциации обучения является профилизация старшей школы.  (Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика, электронный учебно-методический комплекс)
  1. Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности  в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. (Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э Унт. - М.: Педагогика, 1990.)
  2. Дифференцированное обучение - это:
    1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
    1. часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

 

  1. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это:
    1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
    1. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.

Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном).

 

  1. Дифференцированный подход к учащимся - это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования. (Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.)

 

  1. Дифференцированный подход в обучении (лат.differens  разница) – педагогический принцип организации обучения, реализуемый через разделение учащихся на различные группы с характерными для них общими типологическими особенностями. Д. п. состоит в том, что для каждой группы определяется особый темп обучения, разное содержание учебного материала, благодаря чему учащиеся получают возможность развития на уровне своих способностей. (Нигаев А.Н., Шиврина Е.В. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочник..2003г)

 

Интегрированное обучение

  1. Интеграция - процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования. (Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой . - М.: АСАDEMА,2000.)
  2. Под интегрированным обучением понимается «совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов. (Проект закона РФ «О специальном образовании»)
  3. Интегрированное обучение аномальных детей — обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. (С. С. Степанов)
  4. Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Благодаря этому происходит сближение двух образовательных систем - общей и специальной. 
  5. Интегрированное обучение (лат. Integratio восполнение, восстановление) – обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и дет. садах) вместе с нормально развивающимися детьми. (Нигаев А.Н., Шиврина Е.В. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочник..2003г.)

 

 

Социальная интеграция

  1. Социальная интеграция - англ. integration, social; нем. Integration, soziale.
    1. Процесс превращения относительно самостоятельных малосвязанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т. д. .
      1. Соц. сплоченность.
    2. Принятие индивида другими членами группы.4.В дефектологии - успешная социализация индивида, преодолевшего негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом. (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009)
  2. Социальная интеграция - характеристика меры совпадения целей, интересов различных соц. групп, индивидов. (Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.)
  3. Социальная интеграция - процесс сотрудничества различных классов, социальных групп, объединение в единое целое различных элементов общества. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.)
  4. Социальная интеграция - (от лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый)

1.Принятие индивидом стандартов группы таким образом, что он становится и чувствует себя её частью.  
2.Состояние связанности и гармоничности отношений основных социальных групп и общностей государства (общества), а также процесс, ведущий к такому состоянию. Достижение И. с. сводит к минимуму возникновение социальных конфликтов в обществе.  (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.)

 

  1. Социальная интеграция
    1. Процесс объединения различных элементов или групп в одну однородную группу.
    2. Принятие существующих стандартов группы индивидом таким образом, чтобы он был принят в существующую группу. В первом значении новая группа может полностью поменяться после этого процесса; во втором значении стандарты группы остаются неизменными. (Толковый словарь по психологии. 2013.)

 

  1. Социальная интеграция (лат. Socialis общественный + integratio восполнение, восстановление < integer целое) – объединение лиц с различными отклонениями в развитии и нормально развивающихся людей в одно общество и предоставление равных прав всем независимо от особенностей развития, способностей и возможностей.   (Нигаев А.Н., Шиврина Е.В. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочник..2003г.)

 

 

 

Инклюзия

  1. Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс  увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. ("Интеграция в общество", Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005. "Научно-популярное издание. РОИ "Перспектива", М., 2000.)
  2. Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность - это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. (С.И. Ожегов).  (Проект "Физическая реабилитация в образовательных учреждениях С-Пб", 2002-2005.)
  3. Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
  4. Инклюзия – это процесс увеличения степени участия каждого ученика в академической и социальной жизни школы, а также процесс уменьшения степени изоляции учеников во всех процессах, происходящих внутри школы.
  5. Инклюзия – это процесс развития максимально доступного образования для всех в доступных школах и образовательных учреждениях, развитие процессов обучения с установкой адекватных целей для каждого ученика, процесс устранения всевозможных барьеров для максимальной поддержки каждого ученика и полного раскрытия потенциала каждого. (Инклюзивное образование: перспективы развития в России - материалы к конференции - часть 2.)

 

 

Инклюзивное образование

  1. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
  2. Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. 
  3. Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
  4. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
  5. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
  6. Инклюзивное (включенное) образование, инклюзия. ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психо-физического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.(http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion/dictionary/)
  7. Инклюзивное (интегрированное, включенное) образование – это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
  8. Инклюзивное образование – процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование». Инклюзивное образование – подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности. Необходимость развития инклюзивного образования связана со статьей 28 Конвенции, предусматривающей доступ к образованию для каждого ребенка. (Юридический словарь)

Информация о работе Глоссарий по "Специальной педагогике"