Голос и мимика как инструмент воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое педагогическая техника? Психологическая и физическая свобода педагога? Что такое голос и мимика ? Для реализации поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия педагогической техники; во-вторых, в чем заключается психологическая и физическая свобода педагога; в-третьих, определить какую роль играют голос и мимика в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие педагогической техники 5
2. Психологическая и физическая свобода человека 11
3. Голос педагога как инструмент воздействия 14
4. Мимика педагога как инструмент воздействия 18
Заключение 21
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по пед технологии.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

- У королевы  у английской.

- Что  ты видала при дворе?

- Видала  мышку на ковре.

Изменяя ударение, мы замечаем, как изменяется смысл одних и тех же строчек  при сохранении лексического набора.

Интонационная палитра расширяет спектр педагогического  влияния за счет ясной работы интеллекта детей, обеспеченной интонационным  богатством речи педагога.

Мелодичность  голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом  может влиять на эмоциональное самочувствие детей. Мелодика голоса способна устрашать, ласкать, воодушевлять, увлекать, успокаивать, возбуждать.

Данная  характеристика порождается при  опоре на гласные звуки. Именно гласные  несут на себе мелодику, наполняя речь тонкими эмоциональными переливами. Мелодика голоса окрашивает высказанную  мысль, вовлекая группу детей в проживание ценностного отношения к явлению. Мелодичный голос педагога наполняется  экспрессией, сообщает всему Ходу деятельного  взаимодействия с детьми разнообразную  палитру эмоций и тем самым  служит одним из самих сильных  способов развития эмоциональной сферы  личности ребенка.

Простым способом можно проверить влияние  мелодики голоса на восприятие сказанного: надо лишь избрать какое-то слово  и сначала произносить его, выделяя  голосом согласные звуки, а потом, вторично произнося слово, – ставить опору на гласные звуки. Скажем, мы говорим «крокодил»: сначала «крокодил» – затем «крокодил». Не перестаешь удивляться, как меняется восприятие слова - одиозное преобразуется в положительное.

В качестве дополнительной характеристики отметим  способность голоса педагога к разным регистрам. Низкий звук успокаивает, придает  какую-то особую значимость речи. Высокие  звуки (иногда говорят, что человек  работает «на связках») вызывают раздражение, утомляют. Педагог должен уметь переводить голос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса.

 

4. Мимика педагога как инструмент воздействия

 

Мимика  – движение лицевых мышц, выражающее внутреннее состояние души, проживаемые отношения. Непроизвольная мимика выдает состояние человека, а тот, кто владеет лицевыми мышцами, может скрывать свои чувства. Владение же мимикой обычно называют мимическим искусством. Произвольная мимика необходима в ряде профессий - таких, которые своим содержанием имеют взаимоотношения либо взаимодействия людей. Мимика дипломата известна всему миру своей сдержанностью. Столь же сурова мимика работников правовой сферы. Психиатры вырабатывают особое мимическое искусство для плодотворного лечения больного. Бизнесмена нетрудно узнать по его мимике. Если он не следит за нею, она, закрепляясь, выдает со временем его внутренние корыстные ориентации.

Определим объективно обусловленные характеристики мимики педагога, работающего с детьми.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на бесконечное многообразие текущей  действительности, на непредсказуемые  обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной деятельности. Язык мимики расширяет педагогический спектр влияний, дополняя речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых  отношениях. Часто мимический язык бывает более выразительным, чем  язык вербальный. Подвижность лицевых  мышц обусловливает столь необходимую  педагогу выразительность мимики, насыщающей взаимодействие с детьми эмоциональными отношениями, увеличивая языковой спектр во взаимодействии с детьми. Заметим: и уменьшая объем речевых воздействий.

Говорят дети про учительницу: «Она нас любит». Спрашиваем: «Как вы узнали?» Они  отвечают все хором: «Так видно же по лицу».

Наряду  с подвижностью, выделим такое  свойство мимики педагога, как сдержанность – соблюдение меры, отсутствие резкости, полное владение мимическим средством в его адекватности целям. Сдержанность мимики не выступает альтернативой ее подвижности. Эти характеристики в тесном союзе: подвижность должна иметь меру, скупо и тонко, еле заметными штрихами в движении мышц лица обозначается реакция на происходящее.

Старшеклассники говорят: «Он брови поднимет – нам все ясно». Малыши сообщают: «Мы сами видим, когда она огорчается... Губы вот так складываются...»

Зато  сдержанность обеспечивает привлекательность  лица педагога, что немаловажно для  его работы, когда не один час  и не один год он стоит или сидит  перед детьми как некоторый объект восприятия, влияющий на самочувствие воспринимающих. Когда дети говорят, что у них «красивая» учительница, - тут субъективное восприятие. Но единственное и безусловное то, что лицо педагога привлекательно.

Мимика  педагога – зеркало его позитивных душевных движений. Поэтому мимический портрет педагога – это всегда положительность как такое свойство, которое свидетельствует о внутренних ценностных отношениях личности педагога. Здесь необходимо вспомнить известное положение еще со времен К.Д. Ушинского, заметившего, что воспитание ребенка должно базироваться на, положительном социальном материале и лишь на базе позитивного опыта можно выводить ребенка на познание и проживание негативных явлений социальной жизни.

Позитивность  мимики обеспечивает расположенность  к общению, – немаловажная черта, открывающая ребенку дорогу к педагогу за помощью, советом, беседой, вопросом и добрым словом. Обычно дети, прочитывая такого рода мимику педагога, выражают свое восприятие словами «Мы его (ее) совсем не боимся».

Итоговой  качественной характеристикой является доброжелательность, которая есть не что иное, как расценивание поведения  детей в благоприятном для  них смысле.

 

Заключение

 

Итак, мы выделили еще одно направление в  профессиональной подготовке педагога к успешной работе с детьми. Культивирование техники владения телом, пожалуй, самое простое в системе овладения педагогической технологией, ибо необходимые упражнения можно проделывать лабораторным путем, ежедневно и, главное, вне зависимости от наличия или отсутствия свободной аудитории. Постоянный труд над голосом, мимикой, пластикой, позой и темпо-ритмом движений очень скоро положительно скажется на взаимодействиях с окружающими людьми: нас будут «слышать», нас будут «видеть», нас станут «замечать» в контексте многообразия объектов действительности: на голос откликаться, при появлении вставать навстречу, при организации работы учитывать наши особенности и пристрастия.

Правда, решающим все-таки окажется другое, о  чем высказался однажды философ  Ф. Ницше: «Когда человек долго и  умно мыслит, то не только его лицо, но и его тело приобретает умное  выражение». Продолжим: нами станут любоваться вне зависимости от конфигурации носа, цвета и длины волос, изгиба шеи или же качества модной одежды, что немаловажно для нашего общего жизненного самочувствия и общего состояния  счастья в контексте профессиональных успехов.

 

Список использованных источников

 

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М., 2009. – С. 28.

2. Давыдов,  В.В. Психологическая теория учебной  деятельности и етодов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 2008. – С. 72.

3. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2007. – С. 43.

4. Словарь-справочник  по возрастной и педагогической  психологии / Под ред. Гамезо М.В. М., 2007. – С. 158.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 2009. – С. 217.

6. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную  педагогическую деятельность. М., 2007. – С. 74.

8. Стоунс, Э. Психопедагогика. М., 2008. – С. 169.

9 Хрестоматия  по курсу педагогической психологии. Вологда, 2009. – С. 417.

10. Якунин, В.А. Педагогическая технология. СПб., 2008. – с. 271.

11 Фридман,  Л.М. Педагогический опыт глазами  психолога. М., 2008. – С. 96.

 


Информация о работе Голос и мимика как инструмент воздействия