Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.
Объектом исследования является речь детей с дизартрией.
Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.
Введение……………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений
голоса у детей с дизартрией…………………………………………………..6
1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией……...6
1.2 Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8
1.3 Физиологические основы голосообразования и виды нарушений
голоса у детей с дизартрией…………………………………………………12
Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса
у детей с дизартрией……………………………………………………….....22
2.1 Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией……….22
Заключение……………………………………………………………………29
Библиографический список………………………………………………….31
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушений
голоса
у детей с дизартрией………………………………………………….
1.1
Клинико-психологическая
1.2 Характеристика дизартрии как речевого нарушения…………………..8
1.3 Физиологические основы голосообразования и виды нарушений
голоса
у детей с дизартрией………………………………
Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей голоса
у детей
с дизартрией………………………………………………
2.1 Методики выявления нарушений голоса у детей с дизартрией……….22
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………….31
Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.
Дизартрия
– сложное
Таким образом, нарушения голоса при дизартрии входят в структуру дефекта.
Цель исследования: изучить особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.
Объектом исследования является речь детей с дизартрией.
Предметом исследования выступают особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.
Гипотезой исследования мы предполагаем, что дизартрия является одной из причин нарушений голоса у детей вследствие органической недостаточности иннервации мышц речевого аппарата.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую, медицинскую литературу по заявленной проблеме.
2. Выявить
особенности голоса у детей
с дизартрией.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование); эмпирические (наблюдение, эксперимент).
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения,
Глава 1. Теоретические
основы изучения особенностей
нарушений голоса
у детей с дизартрией
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
• дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
• дизартрия у детей с церебральным параличом (клинико-психологическая характеристика этих детей описана в рамках детского церебрального паралича многими авторами: Е. М. Мастюкова, 1973, 1976; М. В. Ипполитова и Е. М. Мастюкова, 1975; Н. В. Симонова, 1967, и др.);
• дизартрия у детей с олигофренией (клинико-психологическая характеристика соответствует детям с олигофренией: Г. Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1966);
• дизартрия у детей с гидроцефалией (клинико-психологическая характеристика соответствует детям с гидроцефалией: М. С. Певзнер, 1973; М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова, 1983);
• дизартрия у детей с задержкой психического развития (М. С. Певзнер, 1972; К. С. Лебединская, 1982; В. И. Лубовский, 1972, и др.);
• дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений[11]. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
Эмоционально-волевые
нарушения проявляются в виде
повышенной эмоциональной возбудимости
и истощаемости нервной системы.
На первом году жизни такие дети
беспокойны, много плачут, требуют
к себе постоянного внимания. У
них отмечаются нарушения сна, аппетита,
предрасположенность к
В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.
Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.
Для многих
детей характерно замедленное формирование
пространственно-временных
1.2. Характеристики дизартрии как речевого нарушения
Дизартрия - (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – является одной из причин голосовых нарушений. Наступает она из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону[4]. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего, страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи.
Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности.
Спастическое
сокращение мышц голосового аппарата
может полностью исключить
Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.
При
дизартрии нарушения голоса крайне
разнообразны, специфичны для разных
ее форм. Наиболее часто они характеризуются
недостаточной силой голоса (голос
слабый, тихий, иссякающий в процессе
речи), нарушениями тембра голоса (глухой,
назализованный, хриплый, монотонный,
сдавленный, тусклый; может быть гортанным,
форсированным, напряженным, прерывистым
и т. д.), слабой выраженностью или
отсутствием голосовых
Таким
образом, основные симптомы дизартрии
— нарушения звукопроизношения
и просодической стороны речи
— определяются характером и степенью
выраженности проявлений артикуляционных,
дыхательных и голосовых
Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую (экстрапирамидную, гиперкинетическую), корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии [6].
Нарушение
речи при самых тяжелых поражениях
центральной нервной системы (ЦНС),
когда речь становится практически
невозможной из-за полного паралича
речедвигательных мышц, называется анартрией.
При классификации дизартрии
по степени понятности речи для окружающих
(1-я степень, при которой нарушения
речи может выявить только специалист;
2-я, при которой речь понятна окружающим,
но всем заметны и нарушения
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.
При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.