Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:31, реферат

Краткое описание

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

Содержание

Введение………………………………….…………………………………1
Характеристика психологической готовности к школьному
Обучению у детей 6-7лет…………………….……………………………3
Кризис 7 лет…………………………………………...………………….10
Психологические новообразования кризиса семи лет………….…….13
Заключение………………………………………………………………16
Список источников………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

готовность к обучению в школе. кризис 7 лет..docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Алтайская государственная  педагогическая академия»

 

 

Институт Психологии и  Педагогики

Кафедра педагогики и психологии образования

 

 

Реферат

Тема: Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Вострикова А.С.

Студентка: в711п группы

 

 

 

 

Барнаул 2013

Содержание:

Введение………………………………….…………………………………1

  1. Характеристика психологической готовности к школьному

Обучению у детей 6-7лет…………………….……………………………3

  1. Кризис 7 лет…………………………………………...………………….10
  2. Психологические новообразования кризиса семи лет………….…….13

Заключение………………………………………………………………16

Список источников………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Перед нашим обществом  на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения  воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного  решения этой задачи от психолога  требуется умение определить уровень  психического развития ребенка, вовремя  диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной  работы.

 

По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой, О.М. Дьяченко и других в структуре психологической  готовности принято выделять следующие  компоненты:

 

  1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

 

  1. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

 

 

  1. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

 

  1. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

 

 

С проблемой диагностики  психологической готовности детей  к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые  методы диагностики психологической  готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. Но на практике психологу трудно выбрать из этого  множества ту, которая (полностью) поможет  комплексно определить готовность ребенка  к обучению, помочь подготовиться  ребенку к школе.

 

 

 

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая  схема должна включать в себя диагностику  как новообразований дошкольного  возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

 

Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

 

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка  к школьному обучению – это  один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет

Готовность к школе  — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для  восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при  дальнейшем продолжении школьного  обучения. Готовность к школе следует  рассматривать как разветвленную  сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

Подготовка детей к  школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая  готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого  аспекта выделяются различные подходы:

1.         Исследования, направленные на формирование  у детей дошкольного возраста  определенных умений и навыков,  необходимых для обучения в  школе.

2.         Исследование новообразований и  изменений в психике ребенка.

3.         Исследование генезиса отдельных  компонентов учебной деятельности  и выявление путей их формирования.

4.         Изучение умений ребенка сознательно  подчинять свои действия заданному  при последовательном выполнении  словесных указаний взрослого.  Это умение связывается со  способностью овладения общим  способом выполнения словесных  указаний взрослого.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно  психологических норм и правил поведения  и, во-вторых, готовность детей к  овладению целями и способами  систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка  возникает состояние, которое можно  назвать обучаемостью.

Успехи шестилетнего ребенка  в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.

Основными задачами психологической  подготовки детей 6-7 лет к школе  является:

1. Динамическое развитие  психических процессов (восприятие  память, мышление, воображение), совершенствование  основных видов деятельности (труд, игра, учение);

2. Обучение детей приемам  «обработки» материала познания: отнесение предметов, явлений  по признакам сходства, различия;

3. Развитие умственных  операций: анализа, синтеза, сравнения,  абстракции, конкретизации, обобщения,  классификации, самостоятельных  суждений и др.;

4. Обучение детей способам  обследования с целью рационального  познания окружающей действительности;

5. Формирование познавательных  способностей: точности и расчлененности  восприятия, умения легко схватывать  отличительные способности предметов,  умения разбираться в сложных  ситуациях, выделять в них главное,  планировать свои действия, решать  задачи, требующие сообразительности,  смекалки;

6. Формирование предпосылок  учебной деятельности и ее  характерных черт: умения слушать  и слышать взрослых, работать  по их указанию; способность отделять  свои действия от действий  других детей; развивать самоконтроль  за своими действиями и словами  и др.;

7. Формирование отношений  детей с окружающими с целью  удовлетворения любознательности  ребенка, его потребности в  личностном общении и совместной  деятельности со взрослыми, широты  социальных контактов и др.

Традиционно выделяют пять отдельных сторон готовности ребенка  к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, личностную и волевую.

Физическая  готовность ребёнка к школе.

Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного  тонуса и др., которые должны соответствовать  нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной  системы ребенка, общее состояние  его здоровья.

 К концу дошкольного  возраста происходит значительная  перестройка анатомо-физиологических  особенностей организма, возрастает  подвижность и уравновешенность нервных процессов, (возбуждения и торможения), создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения. К этому возрасту возрастает также значение второй сигнальной системы – слово приобретает сигнальное значение , во многом сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. Однако у детей, поступающих в школу , наблюдается быстрое утомление, связанное с быстрой истощаемостью нервной системы; отмечается медленное развитие мелкой моторики, что обуславливает трудности в выполнении действий, требующих точности – письме, аппликации и т. д. Эти особенности важно учитывать при выборе методов и приемов учебно-воспитательной работы, определении учебной нагрузки, обучении письму и др.

Интеллектуальная  готовность ребенка к школе

Ребенок, поступающий в  первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального  развития. Долгое время об умственном развитии судили по количеству усвоенных  знаний, умений, по объему «умственного инвентаря» ребенка, который выявляется в словарном запасе. Некоторые  думают, что чем больше слов знает  ребенок, тем больше он развит. Это  не совсем так.

Следует учесть, что изменились условия жизни и семейного  воспитания. Дети буквально «купаются» в потоке информации, как губка, впитывают  новые слова и выражения. Словарь  их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается  и мышление. Здесь нет прямой зависимости.

Программа начальной школы, ее усвоение потребует от ребенка  умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы —  потребует достаточно развитых познавательных процессов.

Важное значение при подготовке ребенка к учебной деятельности имеет наличие у него зачаточных умений, требуемых в данной деятельности. Умения эти обеспечивают высокий  уровень обучаемости. Характерной  особенностью его является умение выделить учебную задачу и превратить ее в  самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.

Отечественные психологи  Л. И. Божович (1979) и Л. С. Славина выявили, что у одних детей познавательная потребность выражена ярко и имеет  так называемую теоретическую направленность, у других она более связана  с практической, бытовой деятельностью.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, педагоги должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

Личностная  готовность к школьному обучению.

 Чтобы ребенок успешно  учился, он прежде всего, должен  стремиться к новой школьной  жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На  появление такого желания влияет  отношение близких взрослых к  учению, как к важной содержательной  деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет  и отношение других детей, сама  возможность подняться на новую  возрастную ступень в глазах  младших и сравняться в положении  со старшими. Стремление ребенка  занять новое социальное положение  ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».

 С того момента,  как в сознании ребенка представление  о школе приобрело черты искомого  образа жизни, можно говорить  о том, что его внутренняя  позиция получила новое содержание  – стала внутренней позицией  школьника. И это значит, что  ребенок психологически перешел  в новый возрастной период  своего развития – младший  школьный возраст. 

 Внутреннюю позицию  школьника можно определить как  систему потребностей  и стремлений  ребенка, связанных со школой  т.е. такое отношение к школе,  когда причастность к ней переживается  ребенком, как его собственная  потребность («Хочу в школу»).

 Наличие внутренней  позиции школьника обнаруживается  в том, что ребенок решительно  отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа  существования и проявляет ярко  положительное отношение к школьно-учебной  деятельности в целом, особенно  к тем ее сторонам, которые  непосредственно связаны с учением. 

Информация о работе Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет