Гражданско-правовое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (на примере Мензелинской специальной (корре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:09, статья

Краткое описание

В данной работе мы остановимся на содержании и особенностях работы коллектива школы по гражданско-правовому воспитанию. Гражданско-правовое воспитание мы рассматриваем как часть общего процесса воспитания и обучения школьников. Главная цель гражданско-правового воспитания - формирование правосознания как качества личности, позволяющего ребенку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Вложенные файлы: 1 файл

статья Камиль.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Гражданско-правовое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (на примере Мензелинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида).

К.Р. Назмиев, директор ГБС(к)ОУ для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей "Мензелинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида"

За последние  годы накоплен достаточно большой инновационный  опыт воспитания детей с особенностями  развития, опирающийся на идею о том, что ребенок с ограниченными возможностями должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Реализация  данной идеи становится возможной лишь при условии реализации в специальном образовательном пространстве основных направлений учебно-воспитательного процесса: нравственно-эстетическое воспитание; патриотическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание и др.

Мензелинская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида представляет собой образовательное учреждение, несущее ответственность перед государством за реализацию прав личности ребенка с ограниченными возможностями на образование, трудовую подготовку и социальную адаптацию.

Главной задачей  руководителя школы является создание и развитие эффективной системы управления таким образовательным пространством, которое предоставит условия для максимального включения ребенка в жизнь, для раскрытия и реализации всех его потенциальных возможностей.

В данной работе мы остановимся на содержании и особенностях  работы коллектива школы по гражданско-правовому воспитанию. Гражданско-правовое воспитание мы рассматриваем как часть общего процесса воспитания и обучения школьников. Главная цель гражданско-правового воспитания - формирование правосознания как качества личности, позволяющего ребенку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Реализуя  данное направление социально-педагогической деятельности мы использовали модель процесса правового воспитания  И.В. Евтушенко. Автор выделяет три этапа гражданско-правового воспитания. На первом этапе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в общество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Второй этап (гражданско-правовое становление) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей. Определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.

Содержание  работы по гражданско-правовому воспитанию состоит из следующих элементов:

1) воспитательные  занятия на темы:

- "Что такое  право?",

- "Права человека",

- "Право и  закон",

- "Конституция  - основной закон нашего государства",

- "Правовая  ответственность (гражданская. административная, уголовная)",

- "Проступок,  правонарушение, преступление",

- "Труд и  трудовые отношения",

- "Дисциплина  труда",

- "Трудовые  права несовершеннолетних",

- "Правовые  основы семейных взаимоотношений",

- "Права ребенка  в семье",

- "Жилищные  права",

- "Имйщественные  права",

- "Право на  образование",

- "Право на социальную  защиту";

2) встречи с работниками правоохранительных органов;

3) экскурсии  в отделения внутренних дел  в колонии;

4) присутствие  в суде при рассмотрении уголовных  дел воспитанников детского дома.

Специфический контингент детей требует системной  последовательной коррекционно-развивающей деятельности по гражданско-правовому воспитанию на основе индивидуального подхода к ребенку.

Системообразующие функции в образовательном учреждении выполняет педагогический коллектив и медико-здоровьесберегающая служба (мед. сестра, учитель ЛФК).

Каждому участнику  образовательного процесса определены основные целевые функции деятельности по гражданско-правовому воспитанию, которые представлены в таблице  №1. Но вопросы формирования правосознания как одной из основных составляющих успешной социальной адаптации не могут быть успешно решены только силами учреждения. Особенно актуальными, для реализации будущих планов ребенка, обучающегося в изолированном от социума образовательном учреждении являются:

- расширение  контактов взаимодействия с внешней средой;

- познание мира, природы и отношений, находящихся  за стенами образовательного  учреждения;

- общение с  разными поколениями жителей  города и различными социальными  слоями населения;

- знакомство  с различными государственными  и общественными институтами, решающими социально-правовые вопросы.

Таблица №1

Основные целевые  функции деятельности по гражданско-правовому  воспитанию учащихся коррекционной школы интернат VIII вида.

Участники образовательного процесса

Ведущие функции

Родители

Формирование общественно значимой личности, создание условий для её развития.

Ребенок

Получение образования  как условия социализации.

Учитель

Формирование  представлений о законодательной  базе общественной жизни

Педагог-психолог

Развитие умения выражать отношение к обществу и самим себе

Социальный  педагог

Формирование  опыта социально-правового действия

Воспитатель, педагог дополнительного образования

Развитие умения свободного, осознанного выбора воспитанниками социально-значимой линии поведения, а также формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение  к окружающей социальной и природной среде.

Дефектолог, учитель-логопед

Коррекция нарушений  высших психических функций.

Детский коллектив

Обеспечение социализации. коррекция оценки и самооценки личности.

Учитель ЛФК

Коррекция физического  развития, формирование навыков самосовершенствования.

Медсестра

Профилактика  и коррекция соматического состояния, контроль за условиями жизни и  деятельности ребенка в школе, контроль за объемом нагрузок.

Директор

Координация действий участников образовательного процесса по гражданско-правовому воспитанию ребенка, создание условий профессионального роста всех участников системы и др.


 

Только силами педагогического коллектива и родителей решить эти вопросы невозможно. Поэтому чем больше взаимосвязей у учреждения с внешним миром, тем более продуктивен процесс развития личности наших детей.

 

Литература

  1. Евтушенко И.В. Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами // Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. - М., 2007.
  2. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2006.
  3. Фанина Е.Н. Профилактика асоциального поведения старших подростков в учреждении социальной защиты населения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.
  4. Фортова Л.К. Правовое поведение несовершеннолетних и его детерминация: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Владимир, 2007.

Информация о работе Гражданско-правовое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (на примере Мензелинской специальной (корре