Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:08, реферат
Обучению навыкам управления групповой динамикой в тренинге уделяется огромное внимание и в разнообразных курсах, и в профессиональной печати. Под групповой динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов и ведущих тренинга.
Групповая динамика в тренинге: бои по правилам |
|
Н.В. Жодько, канд. пед. Наук, эксперт Национального фонда подготовки кадров, М.А. Чуркина, эксперт Национального фонда подготовки кадров, Обучению навыкам управления групповой динамикой в тренинге уделяется огромное внимание и в разнообразных курсах, и в профессиональной печати. Под групповой динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов и ведущих тренинга. Говоря об управлении, мы в первую очередь подразумеваем работу с так называемым "сопротивлением" - неадекватным или конфликтным поведением группы. Речь идет именно о тех неприятных моментах, когда со стороны участников в тренинге возможны пропуски, срыв или призыв к срыву занятий, подчеркнутое неучастие в работе, громкие критические комментарии по содержанию заданий, лекций, открытые претензии к организации, методике, содержанию тренинга и так далее. Поскольку от умения "удержать" группу напрямую зависит профессиональная состоятельность тренера, важность изучения этого вопроса не подвергается сомнению. Казалось бы, если тренер владеет предметом и методикой интенсивного обучения, доброжелательно настроен, у слушателей не возникает потребности в сопротивлении. Однако опытные специалисты подтвердят, что личное обаяние тренера, доброжелательность, отсутствие агрессивного давления на участников не являются гарантией от конфликтов в тренинге. На сегодня существует ряд подходов к решению конфликтных ситуаций в тренинге. Перечислим четыре основных и "самых популярных". К первому подходу можно отнести стремление "понравиться клиенту": как цель, задача, метод и результат тренинга. Второй подход, озвученный и описанный одним известным тренером, заключается в исключительной "компетенции" тренера не принимать во внимание не только поведение участников, но и проблемы, для решения которых они пришли на тренинг. Третий, самый "гуманный" подход, предлагает вместо конкретного ответа на конкретный вопрос пуститься в пространные размышления из цикла "Есть ли жизнь на Марсе...". И, наконец, четвертый - самый распространенный - заключается в формулировании ярлыков, отражающих одну из черт поведения "сложного участника". Например: "зануда", "всезнайка", "тихий", "беспокойный", "бунтарь" и т.д. Очевидно, что всегда трудно удержаться от заблуждения, что "антиобщественное поведение" - лишь дивиантное проявление отдельной экстравагантной личности. Однако это не так. Специфика развития групповой динамики в тренинге такова, что любая негативная реакция, высказанная публично одним из участников, к моменту огласки уже получила подтверждение или молчаливое одобрение других. Для любого тренинга этот сигнал означает готовность большинства участников в любой момент приступить к "групповой динамике" во всем ее неповторимом многообразии. Тем не менее, мы убеждены, что ажиотаж вокруг "критического влияния групповых процессов на ход тренинга" несколько преувеличен. Восьмилетний опыт проведения тренингов позволяет нам уверенно говорить о том, что главный метод борьбы с групповой динамикой - не допускать ее проявления! А если в тренинге и возникают конфликты, то их причины следует искать не в плоскости межличностных отношений. Проблемы в групповой динамике имеет смысл рассматривать только при условии полной предварительной подготовки тренинга. А именно: тренер-специалист, подготовлена программа, материалы лекций, задания для работы в группах, пакет методических материалов, существует сценарий тренинга, определены задачи и ожидаемые результаты, заранее решены все вопросы логистики. В этом списке невозможно выделить более или менее приоритетные моменты. Все они одинаково важны. Итак, рассмотрим последовательно квалификационные, содержательные, методические, организационные и эмоциональные причины возникновения групповой динамики в тренинге, их проявления и условия преодоления. Первое, на что необходимо обратить внимание, - подготовка тренера. Профессиональная квалификация тренера - самый серьезный и значимый ресурс в работе с групповой динамикой. Неподготовленный тренер может стать причиной возникновения конфликтов и напряженных ситуаций в тренинге. Профессионал никогда не позволит ситуации выйти из-под контроля. Наряду с образованием, методической подготовкой и опытом работы, есть еще одно обязательное требование к тренеру: умение видеть целое. Подготовка и проведение тренинга предполагают знание и понимание всех организационных и содержательных аспектов: от анализа результатов содержательной работы до выбора аудитории и тестирования оборудования. Интенсивная программа тренинга не должна допускать возможности остановок и сбоев организационного характера. Нередко тренеры считают, что предварительная организационная работа - дело административного персонала. Однако именно тренеру придется справляться с неудобной мебелью, душным помещением, непишущими фломастерами и, вызванной общим дискомфортом, иронией и сопротивлением участников. Поэтому профессиональная квалификация тренера проявляется в умении предусмотреть и "упаковать" в программу не только содержательные, методические, но и организационные моменты. В качестве еще одной обязательной характеристики тренера, позволяющей предотвратить разрушительную групповую динамику, назовем отсутствие сомнений в... своей квалификации. Однажды мы с сожалением наблюдали, как аудитория буквально уничтожила ядовитыми репликами и презрением "свободного" тренера, робко и стыдливо ответившего на вопрос о собственном образовании - "высшее". В профессию приходят разными путями, поэтому профессиональная квалификация тренера подразумевает умение обобщить, проанализировать и изложить свой опыт, позицию и "право" на тренерскую работу. Что можно ожидать от специалиста, который стесняется своей профессиональной биографии? Вот почему вместе с опытом и подготовкой исключительно важны личные качества тренера: выдержка, доброжелательность, отсутствие склонности к крайностям (самобичеванию или недооценке аудитории). Не стоит расценивать вопросы аудитории как провокационные, не стоит вступать в препирательства, бояться, доказывать, горячиться, сопротивляться. Только понимание своей позиции и логика аргументов позволит тренеру убедить самых любопытных, упрямых и настойчивых. Говоря о содержательных причинах проявления групповой динамики в тренинге, отметим, что нередко тема тренинга может трактоваться тренером и участниками достаточно широко. Например, названия "Секретарь в офисе", "Эффективные продажи", "Управление персоналом" оставляют простор для маневра тренеру и фантазии участников. Часто за популярными понятиями стоят различные значения и смыслы. Для того чтобы определить весь диапазон представлений и еще раз обозначить цели и задачи тренинга, в начале занятий просто попросите участников представиться и рассказать о своих ожиданиях. Часто простую процедуру знакомства тренеры упускают как незначимую. Однако наш опыт показал, знакомство - один из обязательных элементов тренинга. Исключение знакомства из программы не позволяет тренеру и участникам публично соотнести предлагаемую программу с ожиданиями и оставляет место для взаимного недовольства. Более того, практика показывает, что если круг обязательств тренера не очерчен, потребности участников в ходе тренинга могут возрастать в геометрической прогрессии. Мы также не рекомендуем давать участникам заведомо невыполнимых обещаний, рассчитывая на их увлеченность или забывчивость, поскольку в этом случае "групповая динамика" будет сильно подогрета разочарованием. Главный методический инструмент тренера - программа. Требований к программе немного, но, как показывает практика, именно для их выполнения требуются и специальные знания, и опыт. Рассмотрим подробно основные требования к программе тренинга. Самым первым и наиболее важным требованием к программе является ее соответствие целям и задачам обучения. Так, например, если цель обучения - освоение навыков продаж, то программа должна отвечать на вопрос: как участники будут обучены продавать? Нередко заявленная тема обучения слабо отражается в программе. Так, например, многие программы тренингов продаж предлагают освоение элементов эриксоновского гипноза, НЛП, переговоров, однако на вопрос о навыках продаж не отвечают. Второе требование касается возможности учета в процессе обучения специалистов с разным начальным уровнем. Практика нашей работы показывает, что в тренинге практически невозможно обеспечить первоначально одинаковый уровень знаний и навыков всех участников. В одном тренинге могут принимать участие как состоявшиеся специалисты, так и новички. В этом случае сопротивление осуществляется наиболее подготовленными участниками под общим лозунгом "Мне это неинтересно!". Поэтому в программе необходимо продумать и использовать те методы, которые позволят в короткие сроки обеспечить равное понимание и активную работу всех участников тренинга. В качестве третьего требования к программе назовем обязательное использование процедур закрепления материала и демонстрации полученных навыков. Нередко популярные тренеры - прекрасные рассказчики и могут увлечь слушателей интересным выступлением. Однако если забыть про "домашнее задание" (закрепление навыков), то участники всегда могут сказать: "Я не верю, что смогу после нашего тренинга продавать (организовывать, говорить по телефону, выступать публично)!" Четвертое требование: программа должна быть обеспечена методическими и по возможности наглядными материалами. Методические материалы позволят решить три задачи. Пятое требование: программа должна быть спланирована с жесткими временными ограничениями. Заранее продуманное время для выполнения каждого вида работ в тренинге (лекция, задание, анализ, презентация), с одной стороны, дисциплинирует тренера и не дает возможности забыть, пропустить, увлечься. С другой - не оставляет участникам времени на неконструктивные проявления групповой динамики. Однако в программе тренинга должны быть учтены не только методические и содержательные вопросы. Программа отвечает за соблюдение всего регламента, включая "завтрак, обед и ужин". Поэтому рассмотрим подробнее организационные вопросы обшей подготовки тренинга. Грамотно продуманная логистика имеет решающее значение. Говоря о логистике, мы подразумеваем все "неконцеп-туальные" вопросы подготовки тренинга: аудитория, столы, стулья, бейджи, оборудование, фломастеры, "встречи-проводы", кофе-чай, обед и так далее. Тренеру следует знать заранее, в каких условиях он и участники будут работать. Так, например, нередко в качестве аудитории для занятий в пансионатах предлагаются игровые комнаты с неясным целевым назначением, мраморные холлы, банкетные залы или просто отдельные номера. При проведении выездного тренинга организационным вопросам следует уделить особое внимание. В этом случае в число "отягчающих" обстоятельств включается "проживание и питание" участников. Новое место, непривычная еда и обстановка - это всегда стресс. В случае невнимания к простым бытовым вопросам, первые сигналы групповой динамики прозвучат еще при посадке в автобус, расселении и во время первого приема пиши. Совершенно незначительная на первый взгляд накладка в организации тренинга может критически повлиять на групповую динамику: вызвать сомнения в правильности сделанного участниками выбора и посеять общую атмосферу нервозности и недовольства. Поэтому участники тренинга должны заранее знать все условия, в которых им предстоит жить и работать. А со стороны организаторов требуется предельная корректность в выполнении всех заявленных обязательств. Как видим, тщательная квалификационная, содержательная, методическая и организационная подготовка позволяет предотвратить и преодолеть нежелательное поведение участников. Однако в тренинге всегда существуют эмоциональные моменты, которые вне зависимости от подготовки способны вызвать негативные внешние проявления. Как правило, они связаны с несоответствием профессиональных, личных, статусных ожиданий и представлений участников действительной ситуации. Рассмотрим некоторые из них. Ожидания участников от тренинга обычно упакованы в нейтральные формулы: "узнать много нового, повысить квалификацию, обменяться опытом, познакомиться с новыми людьми". Естественно, большинство специалистов, участвуя в тренингах, планируют расширить круг не только профессионального, но и личного общения. Однако любые попытки со стороны тренера "управлять" межличностным общением (ограничить, запретить или поощрить) могут стать катализатором конфликта. Конструктивное решение вопроса общения лежит в плоскости разработки и проведения групповых занятий, в ходе которых будут реализованы производственные и личные задачи участников тренинга. Вторая причина, влияющая на эмоциональный настрой участников, имеет отношение к цели участия. Откровенно говоря, практически никто и никогда не отказывается от возможности принять участие в тренинге за счет организации. Оплата участия демонстрирует уважение руководства и подтверждает высокий статус специалиста. В то же время существует взаимное отношение руководителей и сотрудников к участию в тренингах в качестве бонуса, премии или отдыха. Наряду с этим существует спорная репутация тренинга как игры, где в легком ключе решаются серьезные проблемы. Подобное мнение позволяет поставить знак равенства между тренингом и отдыхом в пансионате с обучением в качестве анимации. Поэтому всегда есть вероятность, что некоторые участники планируют тренинг в качестве "праздника непослушания". Проблема для тренера будет проявляться и в том, что такие противоречивые чувства могут испытывать многие участники. В качестве публичного проявления беспокойства появятся провокационные реплики: "слишком много заданий", "мы устали", "почему нет (мало) культурной программы?", "почему нет бассейна (сауны, бара, пляжа)?". Также при подготовке тренинга следует учесть, что в группе могут оказаться специалисты, у которых будут свои собственные представления о предмете, особенно если тренинг касается таких популярных вопросов, как управление. Представления участников (вне зависимости от правильности или неправильности) могут не совпадать с позицией и мнением тренера, что становится причиной как тихого саботажа, так открытой конфронтации в процессе тренинга. Наиболее амбициозные участники могут спровоцировать ситуацию "конкуренции" с ведущим. Однако тренер должен избегать втягивания в конкуренцию, несмотря на высокий интерес остальных участников к зрелищности подобного поединка. Поскольку как бы правдоподобно это ни казалось на первый взгляд, но даже самый эрудированный участник не сможет выполнить чужие профессиональные задачи. Как и в других случаях, здесь от тренера потребуется подготовленность, уверенность в себе, понимание смысла и задач своей работы и, конечно же, выдержка. Редко, но случается, что на тренинг приходят люди не для того, чтобы получить новые знания и навыки, а для того, чтобы привлечь новых клиентов. Откровенно говоря, это единственная осмысленная причина сопротивления, которая позволяет "партизанам" привлечь внимание участников и предложить свои услуги как достойную альтернативу происходящему. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только процедурой восстановления целей и задач тренинга, в рамках которых, конечно же, всегда существует возможность профессионального взаимодействия, однако формирование площадки для сбыта услуг не планируется. Как видим, сопротивление и напряжение группы в тренинге может быть вызвано противоречиями в ожиданиях и мотивации участников. Знание и понимание причин и механизмов групповой динамики позволяют тренеру сконцентрироваться на решении рабочих проблем участников, а не на особенностях их характеров и поведения. А следование программе дает тренеру возможность вывести напряженную и часто конфликтную ситуацию из уязвимого плана личных взаимоотношений в режим профессиональной деятельности. Как видим, не существует ни особо "агрессивных" участников, ни специальных "волшебных" методов работы с аудиторией. Возможно, навыки НЛП или гипноза и позволяют усмирить сопротивление группы, однако вряд они позволят осознанно пройти обучение. Говоря серьезно, предупреждение и преодоление нежелательной групповой динамики в тренинге возможно только при соблюдении организаторами и тренерами достаточно простых, но обязательных организационных, содержательных, эмоциональных и квалификационных требований. Если сопротивление в тренинге началось, то совершенно очевидно, у тренера существуют трудности с подготовкой и программой. И тем не менее нас часто спрашивают, отличаются ли группы между собой, есть ли хорошие или плохие? С минимальной погрешностью на сегодня мы можем сделать вывод, что при равных условиях и одинаковой теме (предмете) обучения состав групп (мотивация, настрой, отношение к тренингу) в большинстве случаев схож. Хотя, например, очевидно, что чем выше профессиональный статус участников, тем более критично они будут относиться к тренингу. В каждой группе будут "пассивные" и "активные", обязательно найдутся те, кому симпатичен тренер и взгляды совпадают, также любому тренеру не избежать пристального внимания недоверчивых и возмущённых выкриков самых невоспитанных. Каждому тренеру следует быть готовым к тому, что группы участников по составу будут удивительно одинаковы своей "разношерстностью". В любом случае от тренера потребуется умение формулировать организационные и содержательные правила, работать по правилам и восстанавливать правила. Планируя тренинг, не стоит опираться на тот или иной психологический тип участников. Просто нужно помнить - правила, процедуры, программа, цели и задачи тренинга должны быть едины для всех! Это главное правило любого тренинга всегда поможет избежать неприятных проявлений групповой динамики. |
Информация о работе Групповая динамика в тренинге: бои по правилам