Гуманистическая и авторитарная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 18:11, реферат

Краткое описание

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)
Авторитаризм – 1. Основанный на слепом беспрекословном подчинении власти, авторитету. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)
2. Политический режим, при котором носитель власти (диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти. (Википедия)

Вложенные файлы: 1 файл

Гуманизм и авторитаризм.docx

— 32.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманистическая и авторитарная педагогика 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Авторитаризм – 1. Основанный на слепом беспрекословном подчинении власти, авторитету.  (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

                                   2. Политический режим, при котором носитель власти (диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.  (Википедия)

 

Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании. (Википедия)

Авторитарная педагогика  — сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения. (Педагогический терминологический словарь)

Двадцатый век войдет в мировую историю не только как век невиданных никогда ранее социальных потрясений, мировых войн, революций. В двадцатом веке появилось новое течение в педагогике – гуманистическая педагогика, яркими представителями которой являются:

  • Корчак,
  • Сухомлинский,
  • Макаренко,
  • Ушинский,
  • Коменский,
  • Выготский,
  • Амонашвили
  • Толстой, и другие.

Каждый из них был выдающейся яркой личностью, был носителем нравственно-этических идей; был глубоко нравственным и искренним человеком. Их педагогика опиралась не на науку, а на мировоззрение, какое-либо философское или религиозное учение.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - выдвигал идеи демократизма. Школа должна быть всеобщей, обязательной, обучение на родном языке. Идеи гуманизма: человек прекрасное и совершенное существо, до всего может дойти сам.

Задачи воспитания:

1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание)

2) упревление собой (нравственное воспитание)

3) стремление к богу (религиозное).

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - Новая педагогика должна быть обращена к человеку, к развитию его личности как биологического и социального существа. Если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях. Цель воспитания – воспитание совершенного человека. Это понятие включает в себя гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Основу нравственного воспитания образовывают представления воспитанника о человеке. Содержание нравственного воспитания составляют такие качества как непоколебимая любовь к своей Родине и к своему народу, чуткость к людям, гуманное к ним отношение, честность и жажда полезной деятельности. Назначение воспитания – дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять ее вечно, - вот истинная цель воспитания, цель жизни, потому что цель – это сама жизнь.

Лев Николаевич Толстой (1847-1910) - создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей. Главная составляющая сущности человека – его духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде». Педагогический процесс должен оказать помощь человеку в его открытии и реализации в жизни. Возможность созидания человеком своей личности зависит от глубины постижения им своей духовно-нравственной сущности. Образование выступает как основной фактор развития культуры, гуманизации и гармонизации жизни. 

 

 Антон Семенович  Макаренко  (1888-1939) - несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.   Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей.  Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

 Гуманизация и демократизация общественной жизни в России - как стратегическая задача - предполагает изменение отношения к личности в обществе, признание личности как высшей ценности. Непосредственным образом это находит отражение и в школьной жизни, выражаясь в признании самоценности личности каждого ученика, его индивидуальной исключительности. Проблема гуманизации образования крайне актуальна сегодня и определяется теоретической и практической неподготовленностью большинства учителей к построению образовательного процесса на гуманной основе. При этом огромный потенциал российской гуманистической мысли дореволюционного и советского периода не используется в полной мере в практике современной школы.  

В авторитарной и гуманистической педагогике ребенок занимает разное место, да и отношение к личности ученика тоже разное. О положении учеников в гуманистической педагогике писал Подласый в своей книге «Педагогика. Том 1». «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит. Но чтобы каждый человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашел занятие по душе и свое место в жизни, стал человеком, достойно прожил свою жизнь — зависит от школы. Всех детей нужно любить, уважать и создать максимальные условия для развития каждого. Если природосообразная педагогика не требовала приспособления к ученику, то гуманистическая педагогика требует ставить его в центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие. В этом и состоит изменение ориентации и, как следствие, самой системы, хотя последняя содержит все те же компоненты». Другими словами в гуманистической педагогике ребенок находится «в центр школьных отношений».

Совсем другой место занимают учащиеся в авторитарном подходе. «Авторитарная педагогика игнорирует факт развития личности, способности человека к саморегуляции, права детей… Прогрессивная педагогика отвергает авторитарную как проповедующую насилие над человеком, игнорирующую права человека, в том числе и ребенка, лишающую его условий свободного развития».  (Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога))

 

Так же различаются и приоритеты воспитательной деятельности в этих двух подходах.

В гуманистическом подходе Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.

В авторитарном же подходе основными методами воспитания послушного исполнителя являются: авторитет власти, отдельного лица («культ личности») или идеи (авторитет подавления), требование, приказ, назидание, нотация, наказание, осуждение, авторитет подкупа. 

 

 

Различаются и позиции участников в гуманистическом и авторитарном процессе воспитания.

В гуманной педагогике ученик и учитель являются организаторами учебного процесса. И ученик и учитель являются субъектами процесса и активны по отношению к друг другу.

В авторитарной педагогике учитель является единственным организатором учебного процесса. Взаимодействие основано на монологе учителя и фронтально – групповой работе. Учитель в таких отношениях является субъектом, а ученик объектом воздействия.

 

Сравнительная таблица авторитарной и гуманной педагогики.

Вопросы

Авторитарная педагогика

Гуманистическая педагогика

 

1. Сущность и назначение

Назначение авторитарной педагогики ориентировано на формирование знаний, умений и навыков.

Назначение гуманной педагогики ориентировано на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

 

2. Отношение педагога к учащемуся и его позиция в образовательном процессе;

Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.

Гуманистическая педагогика требует ставить ученика в центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие.

Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.     Педагог единолично решает все вопросы деятельности ученика и всего коллектива в целом. Он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.  Учащиеся реально не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом.

 

3.Функции

 
Удовлетворение потребностей общества и производства.

 
Удовлетворение потребностей  и интересов личности.

 

4.Развитие

В XX веке идеи авторитарного воспитания получили широкое распространение в странах с фашистскими режимами, культом «вождизма» и «избранности» отдельных рас и народов. В 30-е годы концепция авторитарного воспитания начинает утверждаться в официальной педагогике и школьной практике советского периода. Этому способствовали обстановка культа личности и командно-бюрократическая форма управления государством.

Гуманизм как система взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. После в XX стали появляться гуманисты, выступающие против авторитарной педагогики, предлагающие новый подход в обучении и воспитании основанный на развитии не только ЗУН, но и личности ученика.

5.Движущие силы процесса

   

 

6.Педагогические технологии

Монолог, ЗУН

Диалог, игра, рефлексия, педагогическая поддержка, диагностика, создание система выбора и успеха.


 

 

 


Информация о работе Гуманистическая и авторитарная педагогика