Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является раскрытие проблемы девиантного поведения подростков.
Задачи данной работы состоят в следующем:
дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1.Определение понятия девиантного поведения и его особенностей
2.Особенности девиантного поведения подростков
Типичные формы девиантного поведения подростков
Специфические причины девиантного поведения подростков
Личностные особенности девиантных подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1.Определение понятия девиантного поведения и его особенностей             

2.Особенности девиантного поведения подростков

    1. Типичные формы девиантного поведения подростков                        
    2. Специфические причины девиантного поведения подростков        
    3. Личностные особенности девиантных подростков                            

      Заключение                                                                                                      

 Список литературы                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глобальные перемены, происходящие сегодня в стране, ведут  к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его  взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны  к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Проблема девиантного  поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем.

В любом обществе во все  времена нет, не было и не будет  более подвижной возрастной группы, чем подростки. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, опасным.

Поэтому проблема изучения девиантного поведения  отличается особой остротой.

Целью контрольной  работы является раскрытие проблемы девиантного поведения подростков.

Задачи данной работы состоят в следующем:

  • дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
  • объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
  • определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.

 

 

 

 

 

 

1.Определение  понятия девиантного поведения  и его особенностей

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное  поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский.

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием  или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной  литературе под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением:

  1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
  2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении девиантное поведение является преимущественно  предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться  со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  девиантного поведения подростков

3.1 Типичные формы девиантного поведения подростков

1.Алкоголизм  как форма проявления девиантного  поведения подростков.

Подростковый алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни.

  Возникновению этой проблемы способствовал ряд причин.  Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем.

Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль  государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих  отраслей промышленности и экспорта любой страны.

Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

Существует несколько  определений алкоголизма. С медицинской  точки зрения алкоголизм — это  хроническое заболевание, характеризующееся  неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Особенность алкоголизма  как формы отклоняющегося поведения  состоит в том, что это явление предопределяет взаимосвязанные с ним другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

-большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления.

Выделим основные причины  алкоголизации подростков.

  • Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.
  • Алкоголь как реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах.
  • Алкоголь как времяпрепровождение. В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.
  • Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.
  • Алкоголь как иллюзорная реальность. Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний.

2. Наркомания как форма проявления  девиантного поведения подростков.

Известно, что наркомания — это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти  вещества различны как по составу, так  и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.

Вопросы формирования наркотической  зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное  внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических  веществ стало серьезной молодежной проблемой, которая характеризуется:

- массовым увеличением  злоупотребления наркотическими  препаратами среди детей и  подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

- «омоложением» контингента  лиц, употребляющих наркотические  средства, до возраста 13-14 лет;

- переходом от «легко  доступных» психоактивных веществ,  к дорогостоящим и престижным  наркотикам, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности; 

- изменением социального  статуса подростков, начинающих  употреблять наркотические препараты. 

- распространением  мифов о наркомании: миф первый: «я только попробую, это не  страшно и не опасно»; миф второй — «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий — «алкоголь и табак — это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».

3. Проституция  как форма проявления девиантного  поведения подростков.

Проституция (вступление в половую связь за плату) —  это одна из разновидностей половой  деморализации, другими проявлениями которой считаются вступление в  половую связь лиц, не достигших половой зрелости, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.

Говоря о детской  и подростковой проституции, все  немногочисленные научные отечественные  источники рассматривают в качестве основного объекта сексуальной деятельности девочку-проститутку, замалчивая, что в обществе существует и другой вид детской проституции — гомосексуальная проституция. При этом мальчики могут оказывать платные сексуальные услуги в качестве «профессионалов.

Особенность проституции  как отклоняющегося поведения состоит в том, что это явление предопределяет взаимосвязанные с ним другие социальные отклонения: алкоголизм, пьянство, преступность, административные правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Таким образом, на сегодняшний день подростковую проституцию необходимо рассматривать, прежде всего, как острейшую социальную проблему, как один из видов социальной патологии, который выделяется по следующим признакам: отдача себя многим лицам; отдача себя за вознаграждение; полное равнодушие к личности получающего сексуальные услуги.

4. Преступность  как форма проявления девиантного  поведения подростков.

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной  из самых актуальных социальных проблем. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Тяжелое материальное положение  сокращает возможности подростков для удовлетворения своих интересов и желаний, что часто толкает несовершеннолетних на совершение преступлений. Недостаток средств для приобретения каких-либо вещей они восполняют противоправным способом.

5. Агрессия  как форма проявления девиантного поведения подростков.

Очевиден тот факт, что  агрессия и противоправное поведение  взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей. В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение.

Взаимосвязь между девиантным поведением личности и агрессией  неоднозначна. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы - все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

В других случаях агрессивное  противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины.

Следующая форма агрессивного поведения может быть связана  с органическими нарушениями  нервной системы.

Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости.

6. Суицидальное  поведение как форма проявления  девиантного поведения подростков.

  Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни.

Самоубийства подростков встречаются существенно чаще, чем  у детей, причем лишь немногие из них  достигают своей цели. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет  демонстративный характер, в том  числе — шантажа. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры.

Информация о работе Девиантное поведение подростков