Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:42, контрольная работа
Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников. Идет стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте…………………………………………………………….…………….4
1.1 Формы проявления девиантного поведения у подростков………………8
1.2 Профилактика девиантного поведения подросткового возраста………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................20
Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного из крепкого чая - «чифиря», вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80-85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют систематически, 18% -умеренно, 27%1 -эпизодически.
Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом. Однако результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10-11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих алкоголь, потенциальные алкоголики.
Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю -через членов семьи.В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление. О том свидетельствуют сюжеты детсадовских после праздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий «правила» застолья. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями, какие алкогольные изделия подавались к столу, сколько водки, или чего-то другого им дали попробовать или выпить их родители.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные - наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.
Вторая причина пьянства подростков -усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.
Привлекательность спиртного усугубляется для подростков популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах.
Еще одна причина подросткового алкоголизма - пример сверстников. У детей и подростков из неблагополучных семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе.
В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Они -продукт среды. В здоровом коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются.
Для молодежи алкоголь служит универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки.
Суицидальное поведение. Суицид -это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение -саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и особые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.
Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) -это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране и обществе порядок .
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление - противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.
Проступок - тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.
Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 182 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.
Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет группировкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления -детоубийства, похищение детей с целью выкупа. В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас - из благополучных.
Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.
Одной из наиболее, значимых причин подобного является утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили представители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.
Нарушения поведения детей и подростков и их социальная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.
1.2 Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании.
Выделяются следующие основные направления деятельности по
профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.
Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
-требует решения проблема подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов
основы взаимоотношения в семье;
-внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка
Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье -та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека.
-предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.
-воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально - негативного лидера.
-недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
-недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
-побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методики работы над собой.
Путями усиления воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
- повышение качества подготовки
преподавательского состава,
- создание наиболее
- побуждение преподавательского
состава к
- создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
- развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:
организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.
Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
В настоящее время создаются
как государственные, так и негосударственные
центры по работе с семьей. Эти центры
также состоят из квалифицированных
специалистов, которые готовы провести
диагностику и дать рекомендации
для работы с детьми в домашних
условиях либо рекомендовать
Информация о работе Девиантное поведение подростков в России: сущность, причины и профилактика