Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:28, статья
В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования декоративно-прикладного искусства в организации досуга детей младшего школьного возраста. И влияние декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка в период младшего школьного возраста.
Декоративно-прикладное
искусство в организации
досуга детей младшего
школьного возраста
Важное место в жизни ребенка занимает досуг, время, когда идет восстановление физических и моральных сил.
Досуг, как время свободного самоопределения, саморазвития детей сосредотачивает в себе ресурсы для проявления творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. В то же время, досуг является свободной зоной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг, в некоторых случаях, превращается в опасное время препровождения для младших школьников. Все это направляет на необходимость поиска путей управления досугом, который бы обеспечил включение детей в полезную для них деятельность, способствовал формированию у них умений и навыков управления собственным досугом а, следовательно, развитию самоуправления и самоорганизации в будущем.
Клуб по месту жительства – это один из видов культурно-досуговых учреждений, который посещают младшие школьники. Это место где они проводят свое свободное время. Здесь ребенок общается со сверстниками, развлекается. Клуб по месту жительства предполагает существование в нем кружковой работы по различным направлениям. Занимаясь в кружках, младшие школьники не только заполняют свое свободное время интересным занятием, но и получают багаж знаний, умений, навыков способных повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. Клуб это место где ребенка научат общаться со сверстниками и взрослыми, научат нормам поведения в обществе, взаимовыручке, взаимоуважению – это воспитательная функция. Клуб также несет обучающую функцию. В ходе занятиями кружкой работой дети узнают много интересного и полезного, они просвещаются в различных сферах деятельности. Клуб по месту жительства, своего рода, наставник в самоорганизации ребенка. Именно здесь младший школьник получит необходимые навыки для того чтобы в будущем его досуг был интересным и «полезным».
Одним
из наиболее часто встречающихся
направлений кружковой работы в
клубе по месту жительства является
декоративно-прикладное искусство. Такого
рода занятия способствуют развитию
эстетического отношения к
Исходя
из множества перечисленных
Особую
важность клубы по месту жительства
приобретают в «молодых»
В связи с обозначенной проблемой, мы предлагаем использовать декоративно-прикладное искусство в организации досуга младших школьников в клубе по месту жительства, так как оно имеет ряд преимуществ. Во-первых, малозатратность, возможность работать с подручным материалом без специального выделения финансов на его закупку. Во-вторых, многофункциональность, один вид декоративно-прикладного искусства может использоваться для совершенно разных целей, все зависит от фантазии ребенка. Следующее преимущество - это различная степень сложности работы, ребенок может совершенствовать технику выполнения работы в течение всей жизни. Этим же и обусловлена увлекательность работы.
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.
Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации досуга детей младшего школьного возраста. Оно обогащает творческие стремления ребенка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать не только в образовательный, но и досуговый процесс.
Творческие
способности младших школьников
при применении декоративно-прикладного
искусства развиваются
Таким образом, мы наблюдаем спектр различных направлений развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредствам декоративно-прикладного искусства.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При
рассматривании подлинных предметов
декоративно-прикладного
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.
Воспитание
любви к Родине является одной
из главных задач нравственного
и патриотического воспитания. При
знакомстве детей с произведениями
декоративно-прикладного
В
процессе занятий декоративно-прикладным
искусством у детей воспитываются
и нравственно-волевые
Таким образом, мы выделяем следующие основные сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка:
Рассмотрев сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие младшего школьника, мы видим, насколько разносторонне помогает развиваться ребенку именно эта деятельность. Она содержит в себе воспитательный, образовательный, развлекательный характер.
Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают положительное влияние на формирующийся организм и личность ребенка. Совмещая такие занятия с досугом, мы даем возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки и так далее.
Младший
школьный возраст – это период
активного развития ребенка как
личности. Именно в этом возрасте необходимо
направлять и корректировать деятельность
ребенка в разных направлениях его
активности, так как именно сейчас
он формирует свою точку зрения,
свое миропонимание, свой характер. Воздействие
на ребенка через досуг позволяет
лучше узнать его интересы и в
тоже время скорректировать его
поведение и мнение. Если же досуг
проводить посредствам занятий
декоративно-прикладным искусством то
это позволит осуществить не только
воспитательную и рекреативную функции,
но и обучающую, развивающую функции.
Собственно, именно то, что требуется
данной возрастной категории.