Дельфинотерапия как метод психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

В отечественной психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.

Вложенные файлы: 1 файл

Дельфинотерапия как метод психотерапии.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Дельфинотерапия как метод психотерапии 
 
В отечественной психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.  
 
Проделанная работа по обоснованию и разработке дельфинотерапии как метода психотерапии дала результаты, которые легли в основу доклада.  
 
1. Что такое дельфинотерапия?  
 
Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога). В психотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером». Дельфины играют с пациентами, плавают, катаются на спине, поглаживают, просят ответной ласки.  
 
Дельфинотерапия делится на два направления: 
 
1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т. д.) В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.  
 
2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т. д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические — это зависит от запроса клиента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.  
 
Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии, т. к. влияние природного объекта (дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает в качестве самостоятельного метода. Она может быть индивидуальной, групповой, семейной.  
 
2. Лечебные факторы дельфинотерапии.  
 
Использование дельфина обусловлено природными особенностями дельфина: сочетание уникальных физических данных и высокого интеллекта, потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Это порождает сильную положительную установку. На стыке установки и реального восприятия появляется так называемый «Эффект дельфина», выступающий мощным лечебным фактором. Восприятие дельфина уже несет в себе психотерапевтический эффект. Общение с дельфином заключает в себе следующие лечебные факторы: положительные эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты. Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по общению, активно взаимодействует, требует обратного ответа, привлекает к себе внимание, демонстрирует дружелюбность, искренность намерений.  
 
3. Что может обеспечить общение с дельфином?  
Общение с дельфином позволяет достичь следующего: 
 
прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;  
вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;  
выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;  
стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;  
стимулировать процесс развития личности;  
восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;  
через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;  
создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом  
 
4. Как строится дельфинотерапия (на примере курса для детей).  
Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов: 
 
Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.  
 
Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, а также занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр. На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы.  
 
Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.  
Основные показания для проведения курса:  
Детский церебральный паралич (ДЦП) ;  
Ранний детский аутизм (РДА) ;  
Синдром Дауна и другая генетическая паталогия;  
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) ;  
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ;  
Органические поражения центральной нервной системы (ОПЦНС) ;  
Умственная отсталость (кроме глубокой степени), расстройства речи и слуха;  
Нейросенсорная тугоухость (НСТ) ;  
Невроз, посттравматические стрессовые растройства (ПТСР) ;  
Фобии; Депрессивные расстройства не эндогенного характера (субдепрессивный уровень) ;  
Расстройства памяти, нарушения обучаемости; Задержка психо-речевого азвития; Заикания; Энурез.  
Противопоказания: Терапия НЕ проводится для детей в возрасте до 3-х лет;  
Эпилепсия; Острые инфекционные заболевания; Кожные заболевания; Онкологические заболевания. 


Информация о работе Дельфинотерапия как метод психотерапии