Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:36, реферат
В отечественной психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.
Дельфинотерапия 
как метод психотерапии 
 
В отечественной психологической практике 
дельфинотерапия — новое направление, 
насчитывает не более 4-5 лет. Возникла 
необходимость теоретической и практической 
разработки этого метода, т.к., хотя за 
рубежом это направление развивается 
с 70-х годов 20-го века, найденная информация 
дает представление только о примерном 
направлении работы в этой области.  
 
Проделанная работа по обоснованию и разработке 
дельфинотерапии как метода психотерапии 
дала результаты, которые легли в основу 
доклада.  
 
1. Что такое 
дельфинотерапия?  
 
Дельфинотерапия является альтернативным, 
нетрадиционным методом психотерапии, 
где в центре психотерапевтического процесса 
лежит общение человека и дельфина. Это 
специально организованный процесс, протекающий 
под наблюдением ряда специалистов: врача, 
ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта, 
дефектолога, педагога). В психотерапии 
участвуют специально обученные животные, 
обладающие «хорошим характером». Дельфины 
играют с пациентами, плавают, катаются 
на спине, поглаживают, просят ответной 
ласки.  
 
Дельфинотерапия 
делится на два направления: 
 
1. Свободное взаимодействие с животным 
с минимальным участием специалистов 
(врача, тренера, психолога, психотерапевта, 
педагога и т. д.) В данном направлении 
клиент (пациент) сам выстраивает свои 
отношения с дельфином, выбирает способы 
взаимодействия в рамках допустимых возможностей. 
Роль специалистов ограничивается обеспечением 
безопасности клиентов и дельфинов.  
 
2. Специально организованное общение. 
Общение с животным осуществляется через 
специалиста (врача, психотерапевта, психолога 
и т. д.), где общение со специалистом для 
клиента несет психотерапевтическое значение, 
а общение с дельфином выступает как фон, 
среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии 
подчиняется намеченной цели. В этом направлении 
дельфинотерапия может решать разные 
задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, 
психопрофилактические, физиотерапевтические, 
педагогические — это зависит от запроса 
клиента и специалиста, который будет 
замыкать терапевтическую цепь.  
 
Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии, 
т. к. влияние природного объекта (дельфина), 
обладающее лечебным эффектом, выступает 
в качестве самостоятельного метода. Она 
может быть индивидуальной, групповой, 
семейной.  
 
2. Лечебные факторы 
дельфинотерапии.  
 
Использование дельфина обусловлено природными 
особенностями дельфина: сочетание уникальных 
физических данных и высокого интеллекта, 
потребность в общении, способность к 
межвидовому общению, использование невербальных 
средств общения, игровое поведение, а 
также особым отношением человека к дельфину: 
он является одним из ярких символов самого 
первого начала вещей, т. е. архетипичен. 
Это порождает сильную положительную 
установку. На стыке установки и реального 
восприятия появляется так называемый 
«Эффект дельфина», выступающий мощным 
лечебным фактором. Восприятие дельфина 
уже несет в себе психотерапевтический 
эффект. Общение с дельфином заключает 
в себе следующие лечебные факторы: положительные 
эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий 
и катарсический эффекты. Дельфин ярко 
демонстрирует интерес к партнеру по общению, 
активно взаимодействует, требует обратного 
ответа, привлекает к себе внимание, демонстрирует 
дружелюбность, искренность намерений.  
 
3. Что может 
обеспечить общение с дельфином?  
Общение с дельфином позволяет достичь 
следующего: 
 
прийти к принципиальному переконструированию 
отношения к себе, к окружающим людям, 
к природе, к миру вообще;  
вытащить человека из плена самоизоляции, 
стимулировать развитие интереса к внешнему 
миру, что становится условием к установлению, 
восстановлению, корректировке, оптимизации 
социальных отношений;  
выступает в качестве сенсорного стимулятора, 
активизируя работу мозговых структур 
и всего организма в целом;  
стимулировать и вербальную экспрессию, 
способствуя речевому и сенсомоторному 
развитию аутичных детей и детей со сниженным 
интеллектом;  
стимулировать процесс развития личности;  
восполнять дефицит положительных эмоций 
и обеспечивать поддержку детям и взрослым, 
переживающим одиночество или состояние 
дезадаптации, удовлетворять аффелятивную 
потребность;  
через тактильную стимуляцию создать 
условия для эмоционального отреагирования;  
создать условия для укрепления контакта 
ребенка с психотерапевтом  
 
4. Как строится 
дельфинотерапия (на примере курса для 
детей).  
Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов: 
 
Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство 
с индивидуальными особенностями ребенка, 
беседа с родителями, получение запроса, 
совместное составление плана коррекционной 
работы.  
 
Основной. Проведение коррекционной работы. 
В работе преимущественно используется 
игровой метод. Игры подбирались таким 
образом, чтобы содействовать решение 
поставленных коррекционных задач. Игра 
является одной из основных составляющих 
психического развития ребенка, и в то 
же время дельфины обычно отличаются повышенной 
игровой активностью, поэтому животные 
и дети играют друг с другом много и охотно. 
В зависимости от физических и психологических 
возможностей, дети играют с дельфинами 
в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с 
дельфинами, гладят их руками и ногами, 
обнимают их, когда животные выходят на 
помост по команде тренера. Игра идет либо 
под наблюдением психолога, либо при непосредственном 
его участии. Общение с дельфинами, игра 
с ними совмещается с выполнением физических 
упражнений, направленных на развитие 
крупной моторики, ориентацию в пространстве, 
а также занимаются лепкой, рисованием, 
играют в кукольный театр. На занятиях 
также применяются различные психотерапевтические 
приемы.  
 
Заключительный. Сравнение 
заключений специалистов: педагогов-дефектологов, 
специалистов по движению, детских психологов, 
длительно наблюдавших клиентов, до и 
после дельфинотерапии.  
Основные показания 
для проведения курса:  
Детский церебральный паралич (ДЦП) ;  
Ранний детский аутизм (РДА) ;  
Синдром Дауна и другая генетическая паталогия;  
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) 
;  
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 
(СДВГ) ;  
Органические поражения центральной нервной 
системы (ОПЦНС) ;  
Умственная отсталость (кроме глубокой 
степени), расстройства речи и слуха;  
Нейросенсорная тугоухость (НСТ) ;  
Невроз, посттравматические стрессовые 
растройства (ПТСР) ;  
Фобии; Депрессивные расстройства не эндогенного 
характера (субдепрессивный уровень) ;  
Расстройства памяти, нарушения обучаемости; Задержка 
психо-речевого азвития; Заикания; Энурез.  
Противопоказания: Терапия 
НЕ проводится для детей в возрасте до 
3-х лет;  
Эпилепсия; Острые инфекционные заболевания; Кожные 
заболевания; Онкологические заболевания.