Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:36, реферат
В отечественной психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.
Дельфинотерапия
как метод психотерапии
В отечественной психологической практике
дельфинотерапия — новое направление,
насчитывает не более 4-5 лет. Возникла
необходимость теоретической и практической
разработки этого метода, т.к., хотя за
рубежом это направление развивается
с 70-х годов 20-го века, найденная информация
дает представление только о примерном
направлении работы в этой области.
Проделанная работа по обоснованию и разработке
дельфинотерапии как метода психотерапии
дала результаты, которые легли в основу
доклада.
1. Что такое
дельфинотерапия?
Дельфинотерапия является альтернативным,
нетрадиционным методом психотерапии,
где в центре психотерапевтического процесса
лежит общение человека и дельфина. Это
специально организованный процесс, протекающий
под наблюдением ряда специалистов: врача,
ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта,
дефектолога, педагога). В психотерапии
участвуют специально обученные животные,
обладающие «хорошим характером». Дельфины
играют с пациентами, плавают, катаются
на спине, поглаживают, просят ответной
ласки.
Дельфинотерапия
делится на два направления:
1. Свободное взаимодействие с животным
с минимальным участием специалистов
(врача, тренера, психолога, психотерапевта,
педагога и т. д.) В данном направлении
клиент (пациент) сам выстраивает свои
отношения с дельфином, выбирает способы
взаимодействия в рамках допустимых возможностей.
Роль специалистов ограничивается обеспечением
безопасности клиентов и дельфинов.
2. Специально организованное общение.
Общение с животным осуществляется через
специалиста (врача, психотерапевта, психолога
и т. д.), где общение со специалистом для
клиента несет психотерапевтическое значение,
а общение с дельфином выступает как фон,
среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии
подчиняется намеченной цели. В этом направлении
дельфинотерапия может решать разные
задачи: психотерапевтические, психокоррекционные,
психопрофилактические, физиотерапевтические,
педагогические — это зависит от запроса
клиента и специалиста, который будет
замыкать терапевтическую цепь.
Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии,
т. к. влияние природного объекта (дельфина),
обладающее лечебным эффектом, выступает
в качестве самостоятельного метода. Она
может быть индивидуальной, групповой,
семейной.
2. Лечебные факторы
дельфинотерапии.
Использование дельфина обусловлено природными
особенностями дельфина: сочетание уникальных
физических данных и высокого интеллекта,
потребность в общении, способность к
межвидовому общению, использование невербальных
средств общения, игровое поведение, а
также особым отношением человека к дельфину:
он является одним из ярких символов самого
первого начала вещей, т. е. архетипичен.
Это порождает сильную положительную
установку. На стыке установки и реального
восприятия появляется так называемый
«Эффект дельфина», выступающий мощным
лечебным фактором. Восприятие дельфина
уже несет в себе психотерапевтический
эффект. Общение с дельфином заключает
в себе следующие лечебные факторы: положительные
эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий
и катарсический эффекты. Дельфин ярко
демонстрирует интерес к партнеру по общению,
активно взаимодействует, требует обратного
ответа, привлекает к себе внимание, демонстрирует
дружелюбность, искренность намерений.
3. Что может
обеспечить общение с дельфином?
Общение с дельфином позволяет достичь
следующего:
прийти к принципиальному переконструированию
отношения к себе, к окружающим людям,
к природе, к миру вообще;
вытащить человека из плена самоизоляции,
стимулировать развитие интереса к внешнему
миру, что становится условием к установлению,
восстановлению, корректировке, оптимизации
социальных отношений;
выступает в качестве сенсорного стимулятора,
активизируя работу мозговых структур
и всего организма в целом;
стимулировать и вербальную экспрессию,
способствуя речевому и сенсомоторному
развитию аутичных детей и детей со сниженным
интеллектом;
стимулировать процесс развития личности;
восполнять дефицит положительных эмоций
и обеспечивать поддержку детям и взрослым,
переживающим одиночество или состояние
дезадаптации, удовлетворять аффелятивную
потребность;
через тактильную стимуляцию создать
условия для эмоционального отреагирования;
создать условия для укрепления контакта
ребенка с психотерапевтом
4. Как строится
дельфинотерапия (на примере курса для
детей).
Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов:
Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство
с индивидуальными особенностями ребенка,
беседа с родителями, получение запроса,
совместное составление плана коррекционной
работы.
Основной. Проведение коррекционной работы.
В работе преимущественно используется
игровой метод. Игры подбирались таким
образом, чтобы содействовать решение
поставленных коррекционных задач. Игра
является одной из основных составляющих
психического развития ребенка, и в то
же время дельфины обычно отличаются повышенной
игровой активностью, поэтому животные
и дети играют друг с другом много и охотно.
В зависимости от физических и психологических
возможностей, дети играют с дельфинами
в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с
дельфинами, гладят их руками и ногами,
обнимают их, когда животные выходят на
помост по команде тренера. Игра идет либо
под наблюдением психолога, либо при непосредственном
его участии. Общение с дельфинами, игра
с ними совмещается с выполнением физических
упражнений, направленных на развитие
крупной моторики, ориентацию в пространстве,
а также занимаются лепкой, рисованием,
играют в кукольный театр. На занятиях
также применяются различные психотерапевтические
приемы.
Заключительный. Сравнение
заключений специалистов: педагогов-дефектологов,
специалистов по движению, детских психологов,
длительно наблюдавших клиентов, до и
после дельфинотерапии.
Основные показания
для проведения курса:
Детский церебральный паралич (ДЦП) ;
Ранний детский аутизм (РДА) ;
Синдром Дауна и другая генетическая паталогия;
Минимальная мозговая дисфункция (ММД)
;
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ) ;
Органические поражения центральной нервной
системы (ОПЦНС) ;
Умственная отсталость (кроме глубокой
степени), расстройства речи и слуха;
Нейросенсорная тугоухость (НСТ) ;
Невроз, посттравматические стрессовые
растройства (ПТСР) ;
Фобии; Депрессивные расстройства не эндогенного
характера (субдепрессивный уровень) ;
Расстройства памяти, нарушения обучаемости; Задержка
психо-речевого азвития; Заикания; Энурез.
Противопоказания: Терапия
НЕ проводится для детей в возрасте до
3-х лет;
Эпилепсия; Острые инфекционные заболевания; Кожные
заболевания; Онкологические заболевания.