Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:28, контрольная работа
Цели:
- рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей;
- дать рекомендации родителям по воспитанию социально одобряемого поведения ребёнка.
В нормальной семье ребёнку не уготованы никакие роли. Его просто любят – и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребёнок совершил шалость или проступок (без этого в детстве просто невозможно) – и его воспринимают как «ужасного ребёнка», наказывают. Стараясь вернуть расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом» (нет ребёнка, который бы хоть раз не схитрил). Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым, ребёнок с лёгкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой. Все эти роли он исполняет с удовольствием, но не застревает ни в одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а самому ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и «мучителем», и «путающимся под ногами», но всё это мимолётно; спустя пару часов он опять «кумир семьи».
Кем ребёнок почти никогда не бывает в нормальной жизни, так это «козлом отпущения», «забитым» и «золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не дают детям в « трудных» семьях. Это роли помощника, равноправного участника
-6-
беседы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего, конструирующего и т. д.), порядочного человека и даже… советчика!
Например, при решении проблемы: что взять с собой в поход? Или: кому сегодня поручить мытьё посуды, учитывая особую занятость всех членов семьи? Неважно, прав ли ребёнок, приводя тот или иной аргумент. У взрослых всегда найдутся контраргументы. Важно то, что у него формируются три важнейших чувства: общности с родными, личной ответственности перед другими и вдобавок гордости за своё участие в жизни семьи.
5. Практикум для родителей «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит её в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках.
Педагогическая задача №1
Почему дети так часто спорят по любому поводу? Да они просто не слышат, что им говорят взрослые. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя».
Ответ. Обещание больше не любить своего ребенка – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не выполняется. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка. Лучше скажите: «Я тебя
люблю, но твое поведение не одобряю»
Педагогическая задача №2
Зачем спорить, искать аргументы, что-то доказывать малышу? Ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Пусть он скорее станет самостоятельным, а вас оставит в покое!
Ответ. Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занят. Вместо показного безразличия постарайтесь наладить с ребенком дружеские отношения, даже если вас не устраивает его поведение. Скажите: «Я с тобой не согласен, но хочу помочь тебе, потому что люблю. Я всегда могу тебе что-то посоветовать!»
Педагогическая задача №3
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Ответ. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Убеждение лучше строгости. Дети должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Строгое воспитание, непонятные ребенку принципы, похожи на дрессировку. Скажите при необходимости: «Ты сейчас делаешь, как я скажу, а вечером мы спокойно все обсудим».
-7-
Педагогическая задача №4
Детство – короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным! Не нужно нравоучений! Так прекрасно угадывать и исполнять любое желание ребенка! Мы готовы все сделать для нашего ребенка. Дети всегда должны получать самое лучшее!
Ответ. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Ребенок, за которого все делают родители, чувствует себя совершенно беспомощным и одиноким.
Скажите: «Попробуй сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу!»
Педагогическая задача №5
Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас как настоящий взрослый! С ним можно обсуждать любые проблемы и любые темы!
Ответ. Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того, чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Педагогическая задача №6
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать. Словом, будь у нас Ответ. «Любовь не купить за деньги» – звучит банально, но это так. Вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас «самый – самый». Больше денег, мы были бы лучшими родителями!
Педагогическая задача №7
Многие родители мечтали в детстве заниматься музыкой, игрой в теннис, конным спортом, но у них не было такой возможности. Теперь задача мам и пап дать детям лучшее образование! Неважно, что дети этого не хотят!
Ответ. Дети не всегда оценивают усилия родителей. Часто будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Маленький ребенок будет слушаться, но повзрослев, начнет выражать свой протест. Спросите у ребенка, что ему больше нравится делать. Может плавать?
Педагогическая задача №8
Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести к проблемам в сексуальной ориентации в дальнейшем. Короче, никаких объятий и поцелуев – есть более важные и серьезные вещи.
Ответ. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Не навязывайте детям свою любовь слишком активно – это может оттолкнуть их.
Педагогическая задача №9
Неприятности на работе, плохие отношения в семье. Как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие считают, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать ребенка. Достаточно потом купить желанную игрушку и все будет в порядке.
-8-
Ответ. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Скажите: «Даже когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что захочешь. А если у меня плохое настроение – будь ко мне снисходителен!»
Педагогическая задача №10
Многие взрослые очень загружены на работе. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Родители итак много делают для своих детей: отводят детей в сад и школу, готовят для них, покупают все, что нужно детям, стирают для них…
Ответ. Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет
на него времени, будет искать родственные души среди других. Найдите время поговорить с ребенком, почитать ему, что-то обсудить.
6. Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки для родителей.
Памятки раздаются родителям.
Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»
Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.
Не будьте безразличными.
В воспитании не должно быть слишком много строгости.
Не балуйте детей.
Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.
Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
Не стройте «наполеоновские» планы.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.
Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.
Афоризмы и цитаты по теме «Воспитание»
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. - А. Чехов
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. – Конфуций
Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь. - Ж. Лабрюйер
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. - И. Кант
Воспитание - это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце - молчать. - Л. Левинсон
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в
-9-
ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. - Конфуций
Список литературы
Мишель Борба. « Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться М.: «Диалектика», 2006.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1-2, М., 1868-69.
Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М., 2002.
Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во "Республика", 1998
Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6.
Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 139-151.
Интернет - ссылки
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.foxdesign.ru/
http://edu-rus.org/
Информация о работе Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали