Дети с признаками тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:27, практическая работа

Краткое описание

Тревожность детей – прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все большего количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего.

Вложенные файлы: 1 файл

тревожность.pptx

— 68.13 Кб (Скачать файл)

   

 

 Дети  с  признаками

 тревожности 

 

 

 

 

 

 

Описание проблемы, ее актуальность

 

Тревожность детей  – прямое следствие повышенной напряженности  нашей жизни. Ее симптомы проявляются  у все большего количества жителей  Земли: если 20 лет назад умеренную  тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся  стран, то к концу тысячелетия  тревожными стали не менее трех четвертей  населения. Тревожность проявляется  в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Она  изматывает, подтачивает силы, ослабляет  волю и разум, подталкивает к совершению необдуманных поступков.

Тревожность имеет  генетические корни, внешняя среда  может ее либо развивать, либо подавляет, способствует или препятствует развиться  в устойчивую черту личности. К 10 -12 годам тревожность (или ее отсутствие) становится чертой характера. Врожденная или сформированная склонность ребенка  впадать в тревожное состояние  во многом предопределяет его поведение.

 

Понятие тревожности 

 

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения (Лютова Е.К).

Тревожность - эмоциональное состояние человека, особенность характера или черта личности (Подласый И.П.).

 Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности (Кулагина И.Ю.)

 

 

Виды тревожности

 

    • Ситуативная – возникает в детстве и помогает ребенку сдерживать свои непосредственные желания, побуждения к действиям, которые, как он знает, не одобряются близкими взрослыми.

 

    • Личностная – появляется в том случае, если родителям не свойственна любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть на самом деле. (Кулагина И.Ю.)

 

    • Школьная – выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. (Овчарова Р.В.)

 

Причины тревожности  у детей

 

    • Конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);
    • Невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;
    • Следствие перенесенных заболеваний;
    • Результат запугивания ребенка взрослыми;
    • Плод чрезмерного детского воображения;
    • Естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных;
    • Проявление инстинкта самосохранения;
    • Результат «запрещающего» воспитания;
    • Чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;
    • Следствие депривации – чувства обездоленности, недоступности.

 

Типы тревожных  детей

 

    • Невротики -  дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.).

 

    • Расторможенные - активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами.

 

    • Застенчивые - это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками.

 

    • Замкнутые - мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. 

 

Характерные черты тревожных детей

 

    • После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в детский сад.
    • Высокие требования к себе, самокритичны.
    • Уровень самооценки низкий.
    • Соматические проблемы: боли в животе, головные боли и т.д.
    • Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.  
    • Адаптационный процесс длится больше 6 месяцев.
    • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может "заразиться" тревожностью от близких.
    • Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
    • Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
    • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

 

Направления  в  работе  с тревожными детьми   

 

    1. Повышение самооценки.

 

    1. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

 

    1.  Снятие мышечного напряжения.

 

Как играть с тревожными детьми

 

    • Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

 

    •  Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".

 

    •  Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

 

    •  Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие

Рекомендации

 

для педагогов

 

 

для родителей

 

 

    • не привлекайте  тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
    • не сравнивайте ребенка с другими детьми;
    • не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);
    • способствуйте повышению самооценки ребенка, хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения, так чтобы он знал за что;
    • не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его  сверстники);
    • используйте  в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
    • закрепите за ребенком постоянное место за столом, кроватку;
    • попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.

 

 

    • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

 

    •  Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
    • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
    • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
    • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
    • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
    • Будьте последовательны в воспитании ребенка.
    • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
    • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
    • Не унижайте ребенка, наказывая его.

 


Информация о работе Дети с признаками тревожности