Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.
Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
2.2 Типы семейных взаимоотношений
2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка
3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
2.1 Методика «Рисунок семьи»
2.2 Методики исследования детско-родительских отношений
1. Метод «Цветовая социометрия»
2. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
3. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая переделанная.docx

— 96.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей. Безнадзорность, девиантное поведение, чрезмерная агрессия, жестокость у детей, наркомания, алкоголизм, насилие… этот список можно продолжать до бесконечности. Наконец, просто замкнутость, частые депрессивные состояния у детей, малообщительность и неуверенность в себе – все это зачастую результат нарушения семейных взаимоотношений. Детям не хватает ласки, любви, внимания и просто общения с родителями.

Сейчас есть Интернет, различные компьютерные игры, и родители считают, что детям этого достаточно. Мамы и папы занимаются своими делами и на общение с ребенком, после трудного рабочего дня, у них не остается ни сил, ни времени, ни желания. А ребенку необходимо общение! Он должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают, ребенок должен видеть, что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться. Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь, зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.

Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.

Гипотеза о том, что атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка, полностью подтвердилась в данной работе. Также, подтвердилось то, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.

Цель работы, изучение межличностных отношений в семьях и то, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка, также достигнута в соответствии с обозначенными задачами.

В данной работе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников, рассмотрен комплекс методик по этой теме и проведено экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учебник для студентов  вузов.- М.: Академический Проект, 2001.

2. Баркан А.И. Практическая  психология для родителей, или  Как научиться понимать своего  ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.

4. Буянов М.И. Ребенок из  неблагополучной семьи. - М., 1988.

5. Детская психология: типы  семейных отношений [Электронный  ресурс] – режим доступа: http://azps.ru

6. Захаров А.И. Как предупредить  отклонения в поведении детей. - М., 1993.

7. Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.

8. Земская М. Семья и  личность: Пер. с польск. Васильева  Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.

9. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.

14. Прихожан А.М. Тревожность  у детей и подростков: Психологическая  природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

15. Психология младших  школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

16. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.

17. Популярная психология  для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997.

18. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

19. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

20. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.

21. Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе понятий психологии личности.- Психол. журнал -1997.- №5-С.56

22. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999.

23. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Цветовая социометрия»

Протокол

Фамилия, имя ребенка………………………

Возраст……………………………………

Отношения

Выбор цвета

Имя (кто обозначен)

Высказывания ребенка

Результат

К себе

       

Явно предпочтительные:

1 2 3 4

       

Предпочтительные: 1 2 3 4

       

Антипатии

1 2 3 4

       
           

 

 

Приложение 2

Таблицы для методики «Цветовая социометрия»

Синий цвет

1

2

3

4

Жалеет себя,

часто обижается

на мелочи.

Мечтатель,

склонен к

фантазированию.

Миролюбивый,

печальный.

Нежелание

конфликта с этим

человеком.

Совместные игры,

интересы.

Привлекательны

интересы данного

лица. Дистанция в

межличностных

отношениях.

Почтительно-

негативное

отношение.

Внутреннее

состояние

беспокойства.


 

Желтый цвет

1

2

3

4

Свободный от

комплексов,

оптимистичный,

кокетливый.

Предпочитает

перемены ради

перемен. Свои

фантазии

стремится

воплотить в жизнь.

Значимый человек,

авторитет, на

которого хочется

быть похожим.

Стремление быть

ближе к человеку.

Ощущение

приятного

возбуждения от

общения с ним.

Признание таланта

и особенных,

положительных

черт характера.

Зависть по

отношению к

заслугам данного

человека, и (или)

легко попадает под

его влияние,

увлекают его

интересные идеи.


 

 

Зеленый цвет

1

1

2

3

4

Желание

самоутвердиться,

понравиться

окружающим.

Стремление к

реальному

удовлетворению

потребностей.

Склонность к

депрессии.

Ощущение

спокойствия,

расслабленности,

удовлетворенности от общения

с этим человеком.

Мечтательный

человек,

переоценивающий

значимость

отношения к себе

со стороны

окружающих.

Наличие страха,

который служит

причиной частого

уединения в

коллективе;

неоправданные

ожидания.

Энергичный.


 

Серый цвет

1

2

3

4

Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества

Признание

достоинств

человека,

одновременно

недовольство

характерными

особенностями:

занудливостью,

мелочностью,

излишней опекой

Человек

незаурядный,

способный к

плодотворной

деятельности это

привлекает, но

отталкивает его

непостоянство,

изворотливость.

Слабость

контактов.

Угнетающе

действует на

окружающих.

Неискренний

человек. Часто его

поведение

демонстративное.

Тревожный,

ранимый


 

Черный цвет

1

2

3

4

Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки.

Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет.

Часто драматизирует события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева.

Действует

безрассудно,

отрицает

положительные

стороны

окружающих.

Высокая степень

агрессивности.

Эгоистичность.

Тревожность.


 

Оранжевый цвет

1

2

3

4

Оптимист. Любит быть в центре внимания, событий.

Озабочен своим внешним видом. Приятный собеседник.

Клиент удивляется некоторым поступкам данного лица. Ожидание новых, благоприятных отношений. Партнер по играм и забавам.

Вызывают умиление некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе.

Неопределенное отношение.

Излишняя импульсивность, несобранность, язвительность.


 

Фиолетовый цвет

1

2

3

4

Стремление к спокойствию,

пониманию со

стороны

окружающих.

Незащищен от

неблагоприятных

эмоциональных

влияний.

Неустойчивое

настроение.

Состояние,

близкое к

игнорированию

данного лица:

«Терплю, потому

что нуждаюсь».

Болтлив. Дает

множество

обещаний и не

выполняет их.

Часто является

причиной

страданий

ребенка.

Некритичное

отношение к себе

мешает адекватно

оценить

собственное

поведение.


 

Коричневый цвет

1

2

3

4

Усталость,

наличие

множества

проблем,

переживание

обиды, огорчения,

попытка

разобраться в

себе.

Напряженность.

Стремление к

уединению.Часто

непонимание со

стороны

окружающих.

Немного

флегматичен.

Предпочитает

покой. Стремление

избавиться от

проблем, но

предпочитает

пассивно ждать,

чем активно

действовать.

Стремление к

четкому контролю

над собой, вплоть

до расписания

режима, плана

действия, но не

доводит начатое

дело до конца,

активное

стремление к

эмоциональной

разрядке.

Нетерпим к

окружающим.

Предъявляет

завышенную

требовательность

к людям, часто

проявляет злобу.


 

Сиреневый цвет

1

2

3

4

Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление.

Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в отношениях с людьми.

Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей.

Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто жестокости по отношению к окружающим.


 

Малиновый цвет

1

2

3

4

Стремление произвести впечатление на

окружающих.

Авторитарность в

социальных

отношениях.

Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность.

Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы.

Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные «приключения».


 

Розовый цвет

1

2

3

4

Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности.

Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовольствие в процессе общения с ним.

Любит, чтобы им

восхищались.

«Нарциссизм»

Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими.


 

Красный цвет

1

2

3

4

Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением самобытности.

Олицетворение человека

действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка.

Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам.

Агрессивный, придирчивый, не признающий за

собой недостатков.

Авторитарен.

Хвастлив.

Стремление

любыми

средствами


 

Белый цвет

1

2

3

4

Стремление к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение.

Значимый человек, отношение к которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку.

Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям.

Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия.

Информация о работе Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка