Дефектология как наука. Розделы дефектологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 02:23, лекция

Краткое описание

Развитие олигофрена определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать это необходимо при организации специального педагогического воздействия. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, школа. Большое значение имеет правильно организованное коррекционно направленное специальное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка и опирающееся на зону его ближайшего развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Дефектология.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Дефектология - (от лат.defectus - недостаток и греч. - учение, наука) - наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

Разделы дефектологии

Специальная педагогика

Специальная психология

Сурдопедагогика 
Тифлопедагогика 
Олигофренопедагогика

Сурдопсихология 
Тифлопсихология 
Олигофренопсихология


 

 

Сурдопсихология (от лат. surdus — глухой, глухозвучащий) — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности коррекции слуха в условиях обучения и воспитания. Сурдопсихология исследует пути предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение, выявляет особенности их познавательной деятельности, выясняет компенсаторные возможности замены слухового восприятия зрительным восприятием, вибрационными ощущениями и т. п., изучает особенности мышления, памяти и других психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений. Учет данных сурдопсихологии — необходимое условие организации обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, их производственной подготовки и трудоустройства.

 

 

Задачи сурдопсихологии:

-Выявить общие и специфические  закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух;

-изучить особенности развития  отдельных видов познавательной  деятельности людей с нарушенным  слухом;

-изучить закономерности развития  личности людей с нарушенным  слухом;

-разработать методы диагностики  и психологической коррекции  нарушений психического развития  детей с нарушенным слухом;

-дать психологическое обоснование  наиболее эффективных путей и  способов педагогического воздействия  на людей с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.

 

 

Тифлопсихология (от греч. typhlos – слепой) — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно–образного мышления. Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование „чувства препятствия“. Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения, при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной.

 

Используются мышление, логическая память, речь, которые могут частично компенсировать отсутствие или потерю зрения. Развивая эти способности, ребенок  может ориентироваться в пространстве, общаться с окружающим миром, быть частично трудоспособным.

Люди с дефектами зрительной функции компенсируют его обостренным  «чувством препятствия», интуицией, воображением, логической памятью.

Дефекты делятся на врожденные и  приобретенные. Обе эти группы относятся к первичным соматическим дефектам, которые в свою очередь вызывают вторичные дефекты и нарушения функций организма (снижение остроты зрения, помутнение хрусталика и т. д.). Вторичные дефекты негативно влияют на развитие психических процессов (восприятие, ощущении). Такое последовательное влияние одних дефектов на другие вызывает дальнейшее изменение в психике. Такой процесс может длиться до полного исчезновения сознания и приостановки психической деятельности.

Следовательно, между возникающими соматическими дефектами и психическими аномалиями возникает прямая зависимость, влекущая дальнейшие, порой необратимые процессы в психике.

Л. С. Выгодский первым проанализировал  сущность и возникновение дефектов, а также их влияние на развитие человека в разных возрастных группах. Он предложил свою структуру дефекта, зависимость всех соматических дефектов и развитие психики аномальных детей. Также он начал изучение процесса компенсации дефектов и результатов этих отклонений, отраженных на психическом здоровье человека. Л. С. Выгодский вывел основную задачу тифлоп-сихологии, которая выражается в выявлении главных закономерностей психологии в условиях сенсорной сферы. Кроме того, он начал теоретическое обоснование более эффективных путей становления полноценной личности. Поиск новых методов возмещения дефектов развития является одним из приоритетных направлений и в современной науке. Компенсацию как приобретенных, так и врожденных дефектов необходимо воспринимать как процесс подстройки организма (психики) и приобретение навыков приспособления к новым условиям жизни в обществе.

 

 

Задачи тифлопсихологии

-Изучение механизмов компенсации  слепоты и слабовидения;

-Выявление потенциальных возможностей  лиц с нарушениями зрения;

-Разработка психологических основ  коррекционно-педагогической работы с людьми с нарушениями зрения;

-Разработка психологических основ  интеграции лиц с нарушениями  зрения в общество.

 

 

 

Олигофренопсихология (от греч. oligos — малый, немногий, незначительный, рhгёn — ум) — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. О. изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или раноприобретенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга(врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

  Исторически олигофренопсихология  развивалась из психиатрии. Долгое  время ее развивитие шло в  рамках комплексной науки о  детях - педологии. Как самостоятельное  научное направление олигофренопсихология  стала развиваться в середине 30-х гг. XX столетия (в СССР это совпало с известным Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов"). Естественным развитием науки было выделение в отдельное направление в рамках олигофренопсихология в 60-70-е гг. XX столетия психологии детей с задержками психического развития. Корифеями отечественной олигофренопсихологии являются Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн. Значительный вклад в развитие теории и практики Олигофренопсихологии внесли отечественные педагоги (Л.В. Занков и др.) и психиатры (Г.Е. Сухарева, С.С. Мнухин, В.В. Ковалев, Е.М. Мастюкова и др.).

  Специалисты по олигофренопсихологии - практические психологи, получившие  специальную подготовку по специальной психологии, работают в психолого-медико-педагогических консультациях/комиссиях, педагогами-психологами вспомогательных школ и специальных учреждений для умственно отсталых.

 

Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.

 

Психология умственно отсталых детей, где психическое нарушение проходит по типу ретардации, для которой свойственно раннее поражение или недоразвитие структур мозга, имеет название олигофренопсихология. Для данного вида дизонтогений свойственно:

- задержка в созревании мозга

- задержка разной степени выраженности в формировании молодых и высокодифференцированных мозговых структур (лобные отделы, теменно-височно-затылочные и зоны перекрытия)

- недостаточность общей интегративной  деятельности мозга

- инертность психической деятельности

- нейродинамические нарушения  (дисбаланс процессов возбуждения-торможения)

- нарушение функции активного  внимания

- непрогредиентный характер течения

- трудности, а иногда и не  возможность усвоения общеобразовательных  стандартов всех уровней общественно-образовательной системы

 

Психология олигофрений – одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.

Умственно отсталый – ребенок со стойкими нарушениями познавательной деятельности, вследствие органических повреждений головного мозга.

Задача олигофренопсихологии: определение общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявлением характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребенка и его способность социального адаптирования.

 

 

Умственно отсталых детей  различают по тяжести и выраженности на три группы:

 

Дебильность - легкая степень, 75% от популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру 50-70

Имбецильность – средняя степень, 15% от общей популяции олигофренов, уровень интеллекта 20-50

Идиотия – тяжелая степень, 5% от популяции, уровень интеллекта меньше 20.

 

Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей.

 

На развитие познавательной сферы  олигофренов влияют два вида факторов:

первый – биологический, отражающий качественность, своеобразие структуры, время возникновения;

второй – социальный, отражающий ближайшее окружение ребенка.

 

Нарушение познавательной деятельности вызваны особенностью протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга.

Отмечается недостаточность произвольного  внимания. Свойственно пассивное  непроизвольное внимание с фиксацией  не более 10-15 минут, частая отвлекаемость, двигательное беспокойство, вялость, пассивность, возможны агрессивные реакции при настаивании на продолжении деятельности. Распределение внимания практически отсутствует. Отмечается нетерпимость, выкрикивание, задавание вопросов, не касающихся определенной темы.

 

Ощущение и восприятие:

 

  Отмечается нарушение различных  модальностей и восприятия в  целом по сравнению с нормально  развивающимися детьми. Свойственна  узость зрительного восприятия. Периферическое зрение развито  плохо. Своеобразное узнавание объектов, а именно: неразличение, отождествление похожих, а отсюда - плохая приспосабливаемость к меняющимся условиям окружающей среды. Пространственная ориентировка нарушена. Нарушение осязания, а именно: асинхрония рук и ног и несогласованность. Отсутствие волевой регуляции. Нестойкость аффектов.

Память:

Объем памяти обычно не превышает  трех. Точность и длительность словесной  и зрительной памяти снижена. Отмечаются конфабуляции и персеверации. Произвольная память снижена.

 

Речь:

Своеобразна и с опозданием. Опоздание эмоционального включения. Комплекс оживления примерно развивается к году (в норме к 3 мес), реакция на интонацию голоса развивается примерно к 2 годам. Речь имеет фоновый характер. Первые слова проявляются к 2-3 годам (в норме 9-12 слов в 1 год). Доминируют существительные и глаголы. При обучении упор делается на слух и зрение.

 

Мышление:

Свойственно наглядно-действенное  мышление. Наглядно-образное значительно  снижено. Словесно-логическое отсутствует.

 

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

 

  Эмоции отстают в развитии  по сравнению с нормой. Отмечается  недифференциальность и нестабильность  чувств, ограничение диапазона переживаний,  крайний характер проявления  радости. У дебилов отмечается добродушный настрой, у имбецилов больше злостно-тоскливый.

  В мотивационно-потребностной  сфере начальная стадия становления,  интерес направлен на текущую  деятельность, частая переключаемость,  не глубоки, поверхностны в  интересах, которые чаще вызываются физиологическими потребностями, отсутствует познавательная мотивация.

  Самооценка подвержена контрастным  изменениям. До 3 лет высокая, потом  постепенно падает. Часто выступают  случаи псевдокомпенсации по  завышению самооценки. Уровень притязаний  понижен, отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

  Особенности деятельности заключаются  в своеобразие целей, мотивов,  средств. Нарушена целенаправленная  деятельность. Недостаточная критичность,  не пытаются исправлять ошибки, выполняют задания поэтапно, не задумываясь о целях. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучая физически дефективных, психологи пытались обычно ответить на вопросы: в какой степени повреждена их психика и что именно осталось у них из обычного инвентаря здорового ребенка? Эти психологи ограничивались обычно «отрицательной характеристикой» физически дефективного, и они были частично правы, поскольку речь шла об изучении судьбы тех функций, с которыми рождается ребенок на свет и которые у физически дефективного - слепого, глухонемого - оказываются пострадавшими.

В самом деле, слепой или глухонемой не мог бы жить, если бы он чем-нибудь не возместил те недостатки, которые  у него имеются. Со своим физическим дефектом он оказался бы слишком неприспособленным. И вот вступает в свои права особый и своеобразный механизм: происходит компенсация дефекта. В процессе опыта ребенок учится возмещать свои природные недостатки; на базе дефектного натурального поведения возникают культурные приемы и навыки, покрывающие, компенсирующие дефект и дающие возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путям. Дефективное натуральное поведение обрастает компенсированным культурным, создается определенная «культура дефекта» - физически дефективный получает кроме своей отрицательной характеристики еще и характеристику положительную.

 

Каким же путем происходит эта сверхкомпенсация?

 

Основным механизмом компенсации  и сверхкомпенсации дефекта оказывается, видимо, то, что дефект становится в  центр внимания индивида и над ним создается известная «психологическая надстройка», пытающаяся компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнением и прежде всего известной культурой использования этой дефектной функции (если она слаба) или других замещающих функций (если эта совсем отсутствует). Природный дефект организует психику, аранжирует ее таким образом, чтобы была возможна максимальная компенсация, и, что самое важное, воспитывает огромную настойчивость в упражнении и развитии всего, что может компенсировать данный дефект. В результате получается своеобразная, неожиданная картина: человек со слабым зрением, которое не дает ему сравняться с другими, делает его неполноценным, ставит этот дефект в центр своего внимания, направляем на него свою нервно-психическую деятельность, развивает особое умение максимально пользоваться теми данными зрения, которые он получает, - и становится человеком, у которого зрение стоит в центре его работы, художником, графиком и т.п. Мы знаем в истории множество таких полуслепых художников, музыкантов с органическими дефектами слуха, глохнущих, как Бетховен, к концу своей жизни, великих актеров со слабым голосом и плохой дикцией. Все эти люди сумели преодолеть природные дефекты, аранжировали свою психику так, что стали большими людьми именно в той области, на пути к которой у них лежало больше всего препятствий. Оказалось, что дефект, который прежде всего снижал психику, делал ее слабой и уязвимой, может служить стимулом к ее развитию, может и поднимать ее, делать более сильной.

Информация о работе Дефектология как наука. Розделы дефектологии