Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:31, реферат
Педагогический процесс необходимо рассматривать как систему, в которой процессы формирования, развития, воспитания и обучения слиты воедино с условиями, формами и методами их протекания. Следует сделать акцент на том факте, что педагогический процесс необходимо представить как динамичную систему. Связи и отношения между компонентами в педагогической системе не похожи на связи в других системах. Объект здесь является одновременно и субъектом, а результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.
Деятельность педагога по формированию у ученика его умения решать речевую задачу.
Главную сущность педагогического процесса составляет единство обучения, воспитания и развития. Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и, прежде всего его главных отличительных черт - целостности и общности.
Педагогический процесс необходимо рассматривать как систему, в которой процессы формирования, развития, воспитания и обучения слиты воедино с условиями, формами и методами их протекания. Следует сделать акцент на том факте, что педагогический процесс необходимо представить как динамичную систему. Связи и отношения между компонентами в педагогической системе не похожи на связи в других системах. Объект здесь является одновременно и субъектом, а результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.
Для того, чтобы выделить в исследуемой системе основные составные части воспользуемся критерием рядоположенности (И.П. Подласый. Педагогика).
Компоненты системы, в
которой протекает
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется также организационным или организационно-управленческим.
Результативный процесс отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы, которые являются последовательностями развития процесса. Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный.
На этапе подготовки создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются такие важные задачи как целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связанны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.
Цикл педагогического процесса завершается этапом анализа достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом процессе, учесть неэффективные моменты предыдущего.
Педагогическое управление учебной деятельностью
Этапы организации учебной деятельности |
Функции управления учебной деятельностью | ||
|
Мотивирующая |
Регулирующая |
Контролирующая и оценивающая |
1.Исходный анализ и оценка учебной ситуации |
Определение уровня сформированности учебной мотивации и психологической готовности к решению учебной задачи |
Выявление уровня сформированности знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи, наличия исходных понятий и представлений об изучаемом объекте. Установление возможных трудностей и определение степени |
Оценка исходного
уровня знаний
личностных качеств
учащихся, отражающих
их отношение к учению. Определение
готовности учащихся |
самостоятельности учащихся. Анализ взаимоотношений учащихся и характера совместной деятельности. |
|||
2.Проектирование учебной деятельности. |
Определение предметного содержания учебной деятельности и ее форм с точки зрения их личностной значимости. Выбор способов стимулирования познавательной сферы учащихся. |
Построение логической структуры предметного содержания учебной деятельности, отбор форм и методов ознакомления учащихся с новой информацией с целью ее усвоения. Подготовка дифференцированных учебных заданий, соответствующих уровню развития познавательных способностей учащихся. Определение форм учебной деятельности и оказание помощи учащимся при самостоятельном решении учебных задач. |
Разработка контрольных заданий и форм контроля за ходом учебной деятельности. Выбор стратегий и тактик оценивания хода и результатов учебной деятельности. |
3.Реализация учебной деятельности. |
Применение непосредственных и опосредованных воздействий, мотивирующих учебную деятельность, включая механизмы референтности и персонализации. |
Организация деятельности учащихся как коммуникативного процесса. Установление межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Организация индивидуальной формы учебной деятельности, оказание учащимся помощи в преодолении трудностей при самостоятельном решении учебных задач. |
Осуществление контроля на каждом этапе учебной деятельности (текущий контроль) и коррекция учебных действий. Оценка хода усвоения учебного материала. |
4.Итоговый анализ и оценка учебной ситуации. |
Определение достижений в учебной мотивации, поддержка уверенности в |
Анализ причин успехов и неудач в решении учебных задач. Моделирование индивидуальной |
Определение уровня сформированности учебных действий, характера личностных изменений, сдвигов в |
учащихся в собственных силах и выбор способов формирования «Я-концепции» средствами учебной деятельности. |
работы, связанной с устранением проблем в усвоении учебного материала. Планирование последующих учебных ситуаций. |
мыслительной рефлексии и их оценка. |
Этапы организации учебной деятельнос |
Проведение урока |
1.Исходный анализ и оценка учебной ситуации
2.Проектирование учебной деятельности.
3.Реализация учебной
4.Итоговый анализ и оценка учебной ситуации.
|
Прослушать запись и проверить написанное; Разыграть диалоги, обращая внимание на интонацию и произношение.
|
Информация о работе Деятельность педагога по формированию у ученика его умения решать речевую задачу