Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:17, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в нашем обществе существует большое количество проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками (больные дети, дети-инвалиды; пожилые родители, инвалиды, пенсионеры; половая распущенность и проституция; алкоголики и наркоманы; дети-бродяги; развод родителей). Решить эти проблемы, люди, как правило, сами не в состоянии и поэтому нуждаются в помощи. Такую помощь оказывают социальные педагоги. Задачей социального педагога является разрешение кризисных ситуаций в семье. Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
1.Введение………………………………………………………………………с.2
2.Основная часть………………………………………………………………..с.5
3.Заключение…………………………………………………………………...с.12
4.Список использованной литературы………
План
1.Введение……………………………………………………
2.Основная часть……………………………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список использованной
литературы……………………………………….с.13
Введение
Социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).1 Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Семья — это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% — средства массовой информации, только у 20% — школа, у 10% — улица2. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, так как для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.3
Тема
контрольной работы – деятельность
социального педагога по работе с
семьей. Актуальность данной темы заключается
в том, что в нашем обществе существует
большое количество проблем, связанных
с неблагополучными семьями и трудными
подростками (больные дети, дети-инвалиды;
пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
половая распущенность и проституция;
алкоголики и наркоманы; дети-бродяги;
развод родителей). Решить эти проблемы,
люди, как правило, сами не в состоянии
и поэтому нуждаются в помощи. Такую помощь
оказывают социальные педагоги. Задачей
социального педагога является разрешение
кризисных ситуаций в семье. Особое
внимание обращается на семьи,
которые оказались в тяжелом
материальном положении,
учатся, работают на
вредном предприятии, многодетные,
нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
Основная часть
В России в 1992 г. правительством было принято постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье». Социальная политика в отношении семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организуется семейный отдых. Эти службы призваны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье. В практике социальной помощи семье создаются различные центры: центры досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса. Особое место в социальной работе отводится контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «группы риска», оказавшиеся в тяжелом материальном положении, где родители учатся, работают на вредном производстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов. Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы «телефон доверия», различные семейные клубы. Их ценность состоит в том, что в них дети со своими родителями проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы. Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кризисных ситуациях. Распространенная форма работы родителями в центрах семейного досуга — семейные лектории, где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Например, в группе, где вдовы,
разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой — родители активно интересуются педагогикой и психологией и т.д. Для каждой группы составляется отдельная программа.4
Цель социального педагога - это создание
благоприятных условий для личностного
развития ребёнка (физического, социального,
духовно-нравственного, интеллектуального),
оказание ему комплексной социально-психологической
помощи, а также защита ребёнка в его жизненном
пространстве. Социальный педагог выступает
посредником между ребёнком и взрослым,
ребёнком и его окружением, а также в роли
наставника при непосредственном общении
с ребёнком или его окружением. В работе
с семьей социальный педагог
выделяет работу с родителями.
Контакт с родителями помогает
эффективнее осуществлять индивидуальную
реабилитационную программу, организовать
патронат.
Основные проблемы семей, нуждающихся в помощи социального педагога, делятся на:
1.Социально-медицинские: физические недостатки, патологии самих родителей; физические недостатки, патологии ребенка; психические расстройства одного из родителей; психические заболевания ребенка; алкоголизм, наркомания и т.п.; нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
2.Социально-педагогические: гиперопека ребенка; ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей; расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями; языковый барьер (двуязычие).
3.Социально-психологические: недостаток элементарных педагогических и психологических знаний; конфликты в семье.
4.Социально-экономические: низкий материальный уровень семьи; плохие жилищные условия; низкая предметная обеспеченность.
5.Социально-юридические: незнание своих прав и обязанностей как родителей; юридическая некомпетентность. 5
Деятельность социального педагога с
семьей включает три
основных составляющих
социально-педагогической
помощи: образовательную,
психологическую и посредническую.6
2. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
3.
Посреднический компонент социально
– педагогической помощи включает в себя
три составляющие: помощь в организации,
координации и информирование. Помощь
в организации направлена на организацию
семейного досуга, включающую в себя: организацию
выставок – продаж поношенных вещей,
благотворительных аукционов; клубов
по интересам, организацию семейных праздников,
конкурсов, курсов по ведению домашнего
хозяйства, «клубов знакомств», летнего
отдыха и др. Помощь в координации направлена
на активизацию различных ведомств и служб
по совместному разрешению проблемы конкретной
семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на
обеспечение семьи информацией по вопросам
социальной защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут касаться
как жилищного, семейно-брачного, трудового,
гражданского, пенсионного законодательства,
прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем,
которые существуют внутри семьи.7
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:8
1) в роли советника
- информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье;
-рассказывает о развитии ребенка;
-дает педагогические советы по воспитанию детей.
2)в роли консультанта
-консультирует по вопросам семейного законодательства;
-вопросам межличностного взаимодействия в семье;
-информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью;
-разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
3)в роли защитника
-защищает
права ребенка в случае, когда приходится
сталкиваться с полной деградацией личности
родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого
проблемами неустроенности быта, отсутствие
внимания, человеческого отношения родителей
к детям.
Формы социально – педагогической помощи семье.
1.Социальный патронаж. Посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Это позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Цели проведения патронажа:
- диагностические. Ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные. Оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
-адаптационно–реабилитационные
Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.9
2.Консультирование, тренинги. Предназначены в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
3.Социально-педагогический мониторинг семьи. Система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.
Но, социально-педагогическая деятельность
с семьей будет эффективна, если она будет
основана на комплексном подходе.
Заключение
В заключение стоит сказать, что социальный педагог необходим семье, потому как современная школа занимается только обучением, а большая часть родителей испытывает трудности в воспитании ребенка.
Информация о работе Деятельность социального педагога по работе с семьей