Джон Дьюи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

Родился 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — умер 1 июня 1952, Нью-Йорк— американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.

Вложенные файлы: 1 файл

Дж.Дьюи.docx

— 77.09 Кб (Скачать файл)

  Джон Дьюи. Родился 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — умер 1 июня 1952, Нью-Йорк— американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др.

До сих пор мы негусто знаем  о его предках, и все-таки известно, что основополагающий Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих сыновей, посреди потомков одного из них был Джон Дьюи, другого – глава администрации области Томас Дьюи, а третьего – адмирал Джордж Дьюи, получивший известность благодаря сражению в Манильской бухте в ходе испано-американской войны 1898. Три поколения рода Дьюи были фермерами, его папа занимался торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил вуз Вермонта, после этого два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в универ Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал воздействие Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил уровень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта. ). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.

 

 

Три пути совершенствования опыта  по Дьюи:

Социальная реконструкция.

Применение к опыту глубоко  разработанных научных методов «высоких технологий».

Совершенствование мышления.

Социальная реконструкция —  совершенствование самого общества — условие совершенствования  опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается внутри общества.

Цель теории воспитания Дьюи — формирование личностей, умеющих «приспособляться к различным ситуациям» в условиях буржуазной системы «свободного предпринимательства». Дьюи подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластический характер обучения и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение «путём делания», т. е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка.

В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Дьюи является идеологом так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания умаляется и сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. В методике Дьюи наряду с трудовыми процессами непомерно большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставляет развитие их индивидуальности.

Воплощение замыслов Д. Дьюи в жизни осуществлялась в 1884—1916 тт. в разных школах. По его методике проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском университете, учреждённой в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет. В качестве основания для начала обучения с такого раннего возраста выдвигалось утверждение, что основа всей последующей школьной жизни закладывается в дошкольных учреждениях. Поэтому первые опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми, которые с самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры. Позже в школе опора делалась на трудовую деятельность — 11—13-летние мальчики и девочки пряли, ткали, шили, то есть учились «делать». Мышление при этом должно было «обслуживать» опыт каждого ребёнка. Оно становилось необходимым только при решении определённых жизненных задач, и учебная деятельность в таких условиях не требовала дополнительного понукания. Система обучения в такой школе не была связана с понятием так называемого общественно полезного труда — в основе её лежали интересы отдельного ученика. Задачей школы была подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих задач, выработка умения приспосабливаться к среде. Воспитатель и учитель должны были лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями. Воспитание, писал Д. Дьюи, должно опираться на независимое существование прирождённых способностей; задача воспитания состоит в их развитии, а не в их создании.

Д. Дьюи выделял три таких периода в школьной жизни. Первый период — с четырёх до восьми лет. Он характерен яркостью связей между впечатлением, представлением и действиями. Второй — от восьми до одиннадцати лет — период расширения сфер деятельности и заинтересованности в её итогах. Игра уже не занимает такое большое место в жизни ребёнка, как в первый период. На этом этапе выявляются связи между средствами и целями деятельности, появляется творчество. Третий период — от одиннадцати лет до окончания начального образования — очень важный в жизни ребёнка, потому что он связан с естественным ростом всех сущностных сил личности. Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание обучения, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. Подлинным образованием Д. Дьюи считал всё ценное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания». Единственным критерием педагогической ценности учебного предмета выступал только его вклад в «становление системы внутренней личностной ориентации».Призыв Дьюи обратить внимание на ребёнка в педагогическом процессе и строить обучение исходя только из интересов ребёнка в конечном счёте приводил к отказу от систематического обучения, к снижению роли научных знаний в воспитании детей.

Педагогические  идеи Дьюи в России. В 1928 г. Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов». Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа. Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках „всестороннего развития личности“

 

 

В Советском Союзе Дьюи познакомился со многими видными педагогами того времени,

занятыми созданием новой школы, посетил известную опытно-экспериментальную

станцию Наркомпроса близ Москвы, которой руководил   С. Шацкий. Дьюи был в восторге от увиденного. Многие работы Дьюи были переведены и изданы в СССР с предисловиями видных советских педагогов.

В начале 30-х годов Сталин, который  очень любил простые решения, снова «восстановил в правах»  железобетонные единые учебные планы  и программы. После 1937 г. Дьюи был «опознан» в СССР как пособник троцкизма , а его книги были изъяты из советских библиотек.

 

Основные работы Дьюи – Лейбниц ( 1888) ; Образование. Школа и среда ( 1899) ; Опыт и образование ( 1938), а ещё Психология (1886) ; Исследования по теоретической логике ( 1903); Как мы мыслим ( 1910) ; Очерки экспериментальной логики (1916) ; Реконструкция в философии           ( 1920) ; Человеческая натура и поведение ( 1922) ; Опыт и натура (1925) ; Поиск достоверности ( 1929) ; Общая вера ( 1934) ; Искусство как навык ( 1934); Логика как концепция исследования (1938) ; Свобода и культура ( 1939).


Информация о работе Джон Дьюи