Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:19, доклад
Локк как ученый и государственный деятель был представителем научной школы эмпиризма и убежденным сторонником либерализма. В своих философских трудах он критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.
Главный минус педагогической системы Локка - хорошее и качественное образование смогут получать лишь единицы избранных, остальные либо не будут получать его вовсе, либо будут вынуждены пользоваться услугами мошенников, выдающих себя за «учёных». Педагогическая система Локка ориентирована на небольшой круг богатой верхушки, тех, кто сможет позволить себе индивидуального учителя, обладающего всеми выше перечисленными качествами.
Подобный подход опять-таки отразил эпоху Локка. В те дни образование могли получать лишь избранные, о народе в то время мало заботились. Простые люди в лучшем случае обучались лишь элементарному знанию письма и чтения, но буржуазная революция привела к тому, что обществу в больших количествах потребовались промышленные рабочие. Эта проблема отразилась и в педагогике Локка. К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бедных «Рабочие школы» (1696). В этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь началам ремёсел, распространённых в данной местности, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать издержки своего содержания. Этот составленный Локком документ не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в Англии лишь в последней трети 19 века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной темы я бы хотела сказать, что педагогика Джона Локка достаточно противоречива, и тут уместно вспомнить слова П.П. Блонского. «Буржуазная педагогика не может разрешить проблему всестороннего развития каждого члена общества, своё внимание она сосредотачивает на отдельном ребёнке, изучая его вне социальной среды. По этой причине она бессильна воздвигнуть здание педагогики как научной системы. Ей под силу разработка лишь отдельных вопросов». Подобные слова как нельзя лучше подходят к педагогике Д. Локка. Ребёнок, действительно рассматривался вне социальной среды, а всё внимание педагога было направлено только на одного ребёнка.
Локк был сыном своего времени, и это ещё раз проявилось в его системе образования народа. Подобный подход к воспитанию, нам, современным людям, кажется сильно отсталым и несовершенным. Но не следует забывать, что на то время, предложение Локка относительно народа было как раз прогрессивным. Люди получали хоть какие-то знания, обучались чтению и письму. Хотя подобный подход к образованию народа далёк от гуманизма и ориентирован лишь на создание рабочих, а не на воспитание эрудированных и образованных людей, способных занимать высокие посты. С трудом верится, что один и тот же человек мог создать столь разные педагогические системы. Однако опять же повторюсь, что педагогика Джона Локка явилась отражением сложного переходного периода от феодализма к капитализму и наряду с прогрессивными чертами нового времени содержит недостатки старого.
Принципы воспитания Д. Локка оказала огромное влияние на педагогику. Его работы повлияли на многих талантливых педагогов будущего, таких как Песталоцци или Руссо. Его правила воспитания достаточно универсальны и могут быть использованы практически всеми.
Подытоживая всё выше сказанное, можно смело утверждать, что Д. Локк оставил глубокий след в мировой педагогике и дал ей огромный толчок в развитии.
Джон Локк. МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
ДЖОН ЛОКК (1632-1704), философ и просветитель.
Англия. Сын провинциального адвоката,
участника буржуазной революции на стороне
парламента. Образование получил в Вестминстерской
грамматической школе и Оксфордском университете,
из которых вынес отвращение к схоластическому обучению.
Самостоятельно изучил философию Бэкона,
Декарта, естествознание, медицину. Преподавал
в Оксфорде греческий язык и риторику,
служил секретарем и воспитателем детей
видного политического деятеля, вместе
с ним находился в изгнании в Европе, где
занимался научной и педагогической деятельностью.
После переворота 1688г. возвращается в
Англию и издает свой знаменитый труд
«Мысли о воспитании», положившийначало
английской научной педагогике.
Педагогическая теория ЛОККА исходила
из его философии, где он разделял идеи
материализма и идеализма, политической
приверженности буржуазии, новому дворянству.
Дал свое философское обоснование проблеме
происхождения знания, выступив против теории
«врожденных идей»,угодной привилегированным
сословиям феодального общества. Не отрицая
роли наследственности, ЛОКК
Социально-педагогические ценности ЛОККА
ориентированы насемейное воспитание с
гувернером и домашними учителями. К школам
он относился весьма критически. В проекте
«О рабочих школах» предлагает создать
за счет благотворительных фондов особые
приюты-школы для бедных детей 3-14 лет,
где они своим трудом окупали бы значительную
часть стоимости содержания.
Цель воспитания, считал ЛОКК, сформировать «джентльмена»
-дельца, умеющего «вести свои дела толково
и предусмотрительно», принадлежащего
к высшим слоям общества. Джентльмен -
человек добродетельный и деятельный,
физически крепкий, умеющий владеть собой,
обладающий ясной мыслью и жизненно необходимыми
знаниями. Критерий добродетельности
- полезность, поэтому добродетельная
деятельность необходима для сохранения
и процветания общества. ЛОКК религиозен,
верит во всемогущество Бога, но цель воспитания
все же связывает не с загробной, а с земной
жизнью. Различает физическое, нравственное
и умственное воспитание. Первое - основа
всего последующего воспитания, обеспечивает
«здоровый дух в здоровом теле». Разработал
систему физического воспитания в его
сочетании с нравственным и умственным,
формирующую настоящий характер, мужество,
волю.
В нравственном воспитании необходимо,
чтобы ребенок отказался от случайных
поступков, капризов, вызванных желаниями,
а следовал бы только своему разуму. Для
этого с детьми нужно обращаться строго,
но в меру, приучать к самообузданию и
повиновению. Но не подавлять личность
ребенка, воспитывать добрые привычки
с помощью рассуждении, примеров, доводов,
ласковыми словами. Подметил интересную
Закономерность: дети «раньше, чем мы думаем,
начинают желать, чтобы с ними обращались,
как с разумными существами» (как со взрослыми).
Телесные наказания считал плохим средством
воспитания, они ведут к притворству ребенка,
портят его, поэтому применение наказания
возможно только в крайнем случае. Награды
и поощрения необходимы, но не как компенсация
за выполнение долга, какой-либо обязанности,
а за нечто более значительное.
ЛОКК - один из создателей буржуазной педагогики.
В его теории немало спорного, она применима
к воспитанию в состоятельной среде. Но
ценна идеями, разрушающими прежнюю ограничительную
систему воспитания и обучения и утверждающими
новую, более свободную и рациональную.
Педагогика ЛОККА оказала значительное
влияние на развитие социально-педагогической
теории и практики в самой Англии, ее владениях
и в других странах.
Мысли о воспитании
Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук. Тот, чей дух - неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути, а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути1. Правда, есть люди, обладающие столь крепкой и столь хорошо от природы слаженной конституцией - как физической, так и духовной, - что они нуждаются лишь в небольшой помощи со стороны других, что одна сила их природной одаренности от самой колыбели влечет их к прекрасному, что благодаря преимуществу их счастливой природной организации они способны делать чудеса. Но примеры такого рода немногочисленны, и можно, мне думается, сказать, что девать десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию2. Именно оно и создает большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия: здесь имеет место то самое, что у истоков некоторых рек, где небольшое усилие может отвести податливые воды в русла, которые заставят их течь почти в противоположных направлениях; благодаря этому слабому воздействию, которое оказано на них у самых истоков, движение вод получает различные направления, и они в конце концов достигают весьма отдаленных и далеко отстающих друг от друга мест3.