Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.
5. Основные институты социализации.
Семья — один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.
Группа ровесников — выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.).
Школа — действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.
Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально.
Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.
2. Понятие девиантного поведения и его сущность
В понимании места человека и социальной группы в системе социальных взаимодействий для социальной работы важным является осмысление девиантного поведения. Термин «девиантное» - от латинского deviation – отклонение. Этот термин используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.
Негативная девиация, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д.
В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм.
Формы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, психические отклонения (неврозы, психозы).
Психологическое объяснение девиантного поведения.
Сторонники этого подхода
Так, Зигмунд Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности («Оно», «Я», «супер-Я»). Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер-Я», ведет к преобладанию «Оно», которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.
Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия — дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе, а также кризису идентичности — оценке внутренних ценностей и переоценке своей роли.
Социологическое объяснение (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Беккер)
С точки зрения этого подхода, девиантное
поведение формируется
Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). Аномия по Дюркгейму — это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми.
Р. Мертон видел пять видов девиантов (1957):
1. Инноватор. Ценности общества признаются, и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник.
2. Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа или неудачливого бизнесмена или педанта-преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.
3. Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).
4. Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал.
5. Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему социальных норм, выбрать в жизни цель «как у всех», пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что причины девиации, то есть социального отклонения, усматривались в разных факторах:
(а) в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.);
(б) в их биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая' предрасположенность некоторых индивидов к девиантности умственные дефекты, психопатия2 и т.д.);
(в) наконец, в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т. д.).
2. Социально-психологическая сущность девиантного поведения
На развитие
подростка воздействуют различные
факторы, ведущие к социальным отклонениям, что
выдвигает на передний план необходимость
противостояния их влиянию. В этом контексте
важность приобретают вопросы профилактики
и коррекции девиантного поведения подростков.
Антисоциальные молодежные субкультуры,
подростковая наркомания, алкоголизация,
преступность, оказывающие влияние на
развитие индивидов, приводят их в группы
социального риска. Наиболее существенными
факторами, порождающими эти явления,
являются молодежная среда, средства массовой
информации, социокультурная среда семьи
и воспитания.
Английские психологи Хьюитт и Дженкинс
выделяют две большие категории девиантных
детей: 1) дети с социализированными формами
девиантного поведения, для которых не
характерны эмоциональные расстройства
и которые легко приспосабливаются к социальным
нормам внутри тех асоциальных групп,
к которым они принадлежат; 2) дети с несоциализированным
девиантным поведением, которые находятся
в плохих отношениях с другими детьми
и с семьей и имеют значительные эмоциональные
расстройства, проявляющиеся в негативизме,
агрессивности, дерзости и мстительности.
Практически во всех этих направлениях
просматривается социально-психологический
аспект, связанный с объяснением поведения
людей их включенностью в социальные общности
и взаимодействием с социальной средой.
Определения Ю. А. Клейберга, отражающего
психологическую сущность явления: «Девиантное
поведение - это специфический способ
изменения социальных норм и ожиданий
посредством демонстрации ценностного
отношения к ним».
В арсенале этого способа собственные
приемы самовыражения: сленг, стиль, символика,
мода, манера, поступок и т. п. При этом
девиантные действия выступают: 1) в качестве
средства достижения цели; 2) как способ
психологической разрядки, замещения
блокированной потребности и переключения
деятельности; 3) как самоцель, удовлетворяющая
потребность в самореализации и самоутверждении.
Будучи технологической процедурой,
социальная диагностика включает в себя
определенные этапы:
Способами, специальными приемами ведения социальной диагностики являются методы.
Среди методов диагностирования выделяют следующие:
НАБЛЮДЕНИЕ – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения подростка, по которым можно составить представление о нем.
БЕСЕДА – метод
получения и корректировки
АНКЕТИРОВАНИЕ – метод
сбора статистического
МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
– это опрос путем
Анализ документов- сбор информации
Направления |
Технология отслеживания |
1. Социальная среда |
– анкетирование – составление социальных паспортов подростков «группы риска – создание банка данных детей «группы риска» ( состоящие на учете в ОДН УВД, состоящие на внутришкольном учете) |
2. Посещаемость учебных занятий |
– ежемесячный анализ посещаемости учебного заведения |
3. Преступность |
– ежемесячные сверки состоящих на учете ОДН УВ – беседы с подростками |
4.Адаптация несовершеннолетних в социуме |
– индивидуальные беседы с детьми и их родителями (законными представителями) – встречи-беседы с классами |
5. Защита прав несовершеннолетних |
– индивидуальные беседы с детьми и их родителями (законными представителями) – встречи-беседы с классами |
Основной технологией социальной диагностики анкетирование родителей подростков. В данную анкету включены вопросы : общие сведения о ребенке, его родителях (законных представителях), о составе и условиях жизни семьи, о здоровье и внеучебной деятельности учащегося. С помощью данной диагностической технологии формируется полный и информативный банк данных подростка, составляются социальные паспорта.
В заключении можно сказать, что социальная диагностика стремится своевременно определить проблему, выявить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода и, таким образом, оздоровить окружающую микросреду, оптимизировать социальное пространство подростка. Поэтому всесторонняя диагностика социального пространства с целью контроля социальных характеристик и организации межведомственного взаимодействия – важнейшая функция социального педагога и условие его эффективной жизнедеятельности. Задачей социального педагога как специалиста по оптимизации социального пространства является активизация потенциала социальных субъектов для повышения эффективности социальных взаимодействий, развития отношений в социуме через определение скрытых неиспользованных социальных ресурсов жизнедеятельности школы, их диагностику и определение необходимости подключения к решению обнаруженных проблем соответствующих специалистов и ведомств.
3. Способы диагностики
Алгоритм
диагностики девиантного
1. Опрос родителей по широкому кругу вопросов,
касающихся проблемной ситуации, связанной
с девиантным поведением подростка.
2. Педагогическое наблюдение за поведением
подростка в школе, быту его реакция на
замечания, предупреждения со стороны
взрослых.
3. Педагогическое наблюдение учителя
за учащимся на уроке, внеклассных мероприятиях
за способами поведения подростка.
Таблица
1.
Диагностическая беседа с родителями
для регистрации девиантного поведения
Примерный
список вопросов:
- физическое развитие
подростка;
- уровень социальных отношений;
- взаимоотношения в семье;
- поведение ребенка в школе, по мнению
родителей;
- взаимоотношения в семье;
- свободное времяпровождение ребенка.
Таблица
2.
Методы диагностики девиантного поведения
Диагностика психических состояний и
свойств личности:
1. Методика диагностики оперативной оценки
самочувствия, активности и настроения.
2. Методика определения психологической
характеристики темперамента
3. Методика диагностики самооценки Ч.
Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина
4. Методика диагностики уровня школьной
тревожности Филлипса
5. Методика диагностики уровня субъективного
ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
6. Методика дифференциальной диагностики
депрессивных состояний Зунге
7. Методика дифференциональной диагностики
депрессивных состояний В. А. Жмурова
8. Методика диагностики самооценки психических
состояний Г. Айзенка
9. Методика диагностики показателей и
форм агрессии А. Басса и А. Дарки
10. Методика диагностики межличностных
отношений Т. Лири
11. Методика диагностики доминирующей
стратегии психологической защиты в общении
В. В. Бойко.
12. Методика диагностики предрасположенности
личности к конфликтному поведению К.
Томаса
13. Методика диагностики межличностных
и межгрупповых отношений («социометрия»)
Дж. Морено