Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:46, контрольная работа
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учащихся, т.к. благодаря ему они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Не менее важна обратная связь для учителя. Она позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
Недостаток устного опроса: в течение одного урока можно полноценно проверить знания лишь 3-4 школьников.
2.Письменный опрос.
Учитель раздает ученикам заранее подготовленные на отдельных карточках вопросы или задачи, на которые они в течение 10-15 минут дают письменные ответы. Данный метод позволяет на одном уроке оценить знания всех или многих учащихся.
3.Комбинированный опрос.
Учитель вызывает 1-2 учащихся для устного ответа, а 4-5 школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на карточках.
4.Проверка домашних работ.
Учитель периодически берет тетради с домашними заданиями учащихся для специального просмотра и проверки. У слабоуспевающих учащихся учитель должен регулярно проверять домашние работы.
5.Самоконтроль и
Учитель сообщает школьникам критерии оценки за разные виды работ. Ученик, который проделал определенную работу, сам говорит учителю, какую он оценку получил и за что именно. Возможна проверка тестов самими учащимися по эталону.
6.Выставление поурочного балла.
Поурочный балл выставляется ученику за его работу на всех этапах урока.
Например, в течение урока ученик отвечает устно, дополняет и исправляет ответы товарищей, вступает в диалог с учителем при изложении нового материала, проявляет сообразительность при закреплении знаний. Положительным моментом здесь является системность оценки.
7.Метод контрольных работ.
Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или (реже) практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Разновидностями контрольных работ являются: контрольная работа по теме, контрольное списывание, контрольный диктант, контрольный словарный диктант, проверка навыка чтения, контрольный устный счет, изложение, сочинение.
Дидактические требования, которые необходимо соблюдать при проведении контрольных работ:
а) контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и освоен учащимися;
б) нужно предупредить учащихся о проведении контрольной работы за 1-2 недели и провести с ними соответствующую подготовку, а по возможности и предупредительные проверочные работы;
в) содержание контрольной работы должно охватывать основные положения изученного материала и включать в себя вопросы поискового, творческого характера;
г) во время контрольной работы необходимо обеспечить ее самостоятельное выполнение учащимися, не допуская подсказок и списывания (например, составив разные варианты заданий и разместив учащихся за отдельными столами);
д) контрольные работы желательно проводить в первой половине недели и желательно на втором или третьем уроке; недопустимо проведение двух и более контрольных работ в день;
е) учитель обязан не просто проверить и объективно оценить контрольные работы, но и провести анализ качеств их выполнения, разбор наиболее типичных ошибок, организовать устранение пробелов в знаниях учащихся.
Контрольная письменная работа является не только одним из самых эффективных методов контроля работы учащихся, но и одновременно – государственной проверкой работы учителя и школы в целом.
8.Дидактические тесты (программированный контроль).
9.Практическая проверка.
Работа, имеющая целью проверку практических умений учеников, например, монтаж определенного устройства из готовых элементов по изученной на уроке физике схеме.
10.Презентация (защита) творческих работ учащихся.
Данный метод контроля позволяет проверить и оценить результаты творческой самостоятельной работы учащихся. Создается жюри, которое оценивает ученические продукты в баллах, как это делают, например, в КВН.
11.Общественный смотр знаний (например, этических, экологических, историко-краеведческих).
12.Экзамен (от лат. examen – «взвешивание», «испытание») – метод итогового контроля результатов учебной деятельности учащихся по окончании ими курса общего базового (9 классов) и общего среднего (11 классов) образования. В зависимости от учебного предмета, экзамен проводится в устной форме (например, по истории) или в письменной (по математике и по русскому языку).
Формы организации контроля:
1.Фронтальный (беглый) контроль.
Например, учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительные мелкие части и задает вопросы большому числу учащихся.
Недостаток этой формы опроса: ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности качественно проверить знания школьника. Ответ учащегося состоит из 1-3 предложений. При этом, как правило, опрашиваемые ученики к доске не выходят, а встают и отвечают с места.
2.Индивидуальный (выборочный)
контроль (например, опрос ученика
у доски с устным
3.Групповой контроль (например,
взаимоконтроль в парах
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Также результаты обучения могут оцениваться и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами. Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого, с одной стороны, не следует сводить педагогическую диагностику простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования информативных тестов добиться существенного улучшения нашей оценочной практики невозможно.
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений.
Не все необходимые характеристики усвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связано и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестирование не возможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Ингекамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. – М.; Педагогика, 1991.
2.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.; Педагогическое общество России, 1998.
3.Подласый И.П. Педагогика. – М.; Просвещение, 1996.
4.Подласый И.П. Новый курс:
Учебник для студентов
5.Крившенко Л.П. и др. Педагогика. Глава 18. (интернет - ресурс)