Диагностика и коррекция гиперактивности у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 09:28, реферат

Краткое описание

Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.

Содержание

Введение
1. История изучения и статистика детской гиперактивности
2. Клиническая картина и диагностика гиперактивности
3. Причины гиперактивности
4. Коррекция гиперактивного поведения
4.1 Работа с родителями гиперактивного ребенка
4.2 Работа с гиперактивными детьми
4.3 Роль педагога в коррекции гиперактивности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция гиперактивности у детей.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Диагностика и коррекция гиперактивности  у детей

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. История изучения и статистика  детской гиперактивности

 

2. Клиническая картина и диагностика  гиперактивности

 

3. Причины гиперактивности

 

4. Коррекция гиперактивного поведения

 

4.1 Работа с родителями гиперактивного ребенка

 

4.2 Работа с гиперактивными детьми

 

4.3 Роль педагога в коррекции  гиперактивности

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

Проблема гиперактивности в  настоящее время приобретает  особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.

 

Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество  разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

 

Зачастую  путь ребёнка с симптомами гиперактивности  в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные  эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные  дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.

 

В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей  избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и в зрелой жизни. По данным статистики около 20% из гиперактивных ведут антисоциальный образ жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам.

 

Потому  важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.

 

1. История  изучения и статистика детской  гиперактивности

 

 

 

Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ  совокупность симптомов, связанных  с чрезмерной психической и моторной активностью.

 

Слово гиперактивный  происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и  «активный», означающее «действенный, деятельный».

 

S.D. Clemens дал  следующее определение гиперактивности:  «…заболевание со средним или  близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [2].

 

Начало  изучения проблемы гиперактивности  положил немецкий врач-психоневролог  Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно  подвижного ребенка, который ни секунды  не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.

 

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.

 

С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научного определения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе.

 

При описании одних и тех же симптомов, исследователи по разному называли синдром гиперактивности, т. е. до недавнего  времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Гиперактивность называли «легкой  дисфункцией мозга», «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», «легким повреждением мозга», «легкой детской энцефалопатией», «гиперкинезом» и т.д.

 

На совещании международных  экспертов-неврологов, проводившемся  в Оксфорде в 1947 г. в медицинской  литературе появилось описание «легкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.

 

Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности  значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская  в выступлении на симпозиуме, посвященном  роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. [6]

 

В 1987 г. при  пересмотре «Диагностического и  статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах. [4].

 

Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство  исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

 

В последние  годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у  нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

 

Данные  статистического исследования Расселла Баркли [16].

 

·       В среднем, в каждом классе из 30 учеников есть 1 - 3 гиперактивных ребенка.

 

·       Темпы эмоционального развития гиперактивных  детей на 30% ниже, чем у их сверстников. Напр


Информация о работе Диагностика и коррекция гиперактивности у детей