Таким образом, нами были
выделены следующие нарушения мелкой
моторики у данной группы младших дошкольников.
1. С трудом переключаются
с одного движения на другое:
повторяют прежние движения
2. Неправильно воспроизводят
пространственное направление движения:
3. Не могут одновременно
изменять положение обеих рук,
движения каждой руки изолированы:
5. Отстает одна рука
6. Воспроизводит движения
только правой рукой, игнорируя
левую.
7.Трудности с чередованием фаз и переносом с одной
руки на другую; дифференцировка поочередно
пальцев.
2.3 Выводы
В данной работе нами была
предпринята попытка продиагностировать развитие мелкой
моторики у детей младшего дошкольного
возраста на материале различных упражнений.
На основании результатов
мы смогли сделать выводы о коррекционных мерах,
необходимых для повышения уровня развития
мелкой моторики у детей с ЗПР в раннем
возрасте.
- Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно-педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным, например:
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Пальчиковый алфавит.
- Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.
- Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:
- Рисование по трафаретам.
- Рисование по фигурным линейкам.
- Штриховка.
- Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
- Работа в занимательных прописях для дошкольников.
- Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
- Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Для этого используются несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.
- Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень развития мелкой моторики — один из
показателей интеллектуального развития
дошкольника. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно
развиты память и внимание, связная речь.
Педагоги отмечают, что дошкольники с
нарушениями в мелкой моторике при поступлении
в первый класс часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыков письма.
Письмо — это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений
руки. Техника письма требует слаженной
работы мелких мышц кисти и всей руки,
а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания.
В самом общем
виде сущность ЗПР состоит в следующем:
развитие мышления, памяти, внимания, восприятия,
речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит
замедленно с отставанием от нормы.
У детей с ЗПР наблюдаются
отклонения в развитии двигательной
сферы: нарушение произвольной регуляции
движений, недостачточная координированность
и четкость непроизвольных движений,
трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает
у детей данной категории моторика кистей
и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной
сферы у детей с ЗПР создают определенные
трудности в учебной деятельности, особенно
неблагоприятно влияют на овладение навыками
письма, рисования, ручного труда.
Для выявления уровня
отклонений мелкой моторики применяются
различные диагностические методы,
часть из которых была использована
нами в данной работе. Это позволило
нам составить представление
о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы
детей и на основании результатов обследовать
разработать рекомендации по проведению
коррекционной работы с ними.
ЛИТЕРАТУРА
Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1996 - № 5
Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 – е переработанное. – СПб.: Детство – Пресс , 2004.
Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004.
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - №2
Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997.
Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение , 1998.
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.
Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание, 1998 - №2.
Година Г.Н., Пилюгина Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение , 1987.
Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2003.
Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2004.
Гончарова Е.
Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание, 2006. - №2.
Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.
Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1972. – № 4
Жукова О. Развитие
руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11
Кириллова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем // Дошкольное воспитание, 1998. - № 1.
Киселева В. Развитие
тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.
Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
Лебединский В. В.Нарушения психического развития у детей. - М., 2002.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., Академический проект, 2000.
Мамайчук И. И. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004.
Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, 2000.
Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста: метод. пособие / Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, А. Н. Орлова, Н. Д. Шматко; под ред. Е. А. Стребелевой; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Ин-т коррекц. педагогики РАО. – М.: Полиграф сервис, 1998.
Специальная дошкольная педагогика / под ред. Стребелевой. – М., 2001.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. - 1994. №5
Шевченко С. Г. Коррекционно — развивающее обучение. Организационно — педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001.
Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3.
Размещено на Allbest.ru
1 Шматко Н.Д. Новые формы организации
коррекционной помощи детям с отклонениями
в развитии // Дошкольное воспитание. –
1998. – № 3. – С. 51.
2 Гончарова Е. Парадоксы отклоняющегося
развития // Дошкольное воспитание, 2006.
- №2. – С. 49.
3
Там же.
4 Лурия А.Р. Высшие корковые
функции и их нарушения при локальных
поражениях мозга. - М., Академический проект,
2000. – С. 81.
5 Гонеев А. Д. Основы коррекционной
педагогики: учеб. пособие для вузов / под
ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб.
- М.: Академия, 2004. – С. 15.
6
Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста.
- М., 1995 – С. 27.
7 Голубев В.В. Основы педиатрии
и гигиены детей дошкольного возраста.
- М.: Академия, 2003. - С. 17.
8Там
же.
9 Специальная дошкольная
педагогика / под ред. Стребелевой. – М.,
2001. С. 28.
10
Там же.
11 Гаврилушкина О. Об организации
воспитания детей с недостатками умственного
развития // Дошкольное воспитание, 1998
- №2. – С. 24.
12 Специальная дошкольная
педагогика / под ред. Стребелевой. – М.,
2001.- С.39.
13
Там же. С. 41.
14 Шевченко С. Г. Коррекционно
— развивающее обучение. Организационно
— педагогические аспекты. – М.: Владос,
2001. С. 29.