Диагностика мышления и воображения младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:24, реферат

Краткое описание

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова.

Вложенные файлы: 1 файл

диагности мышления.docx

— 328.29 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки УР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Диагностика мышления и воображения младшего школьника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика воображения

Методика «Нелепицы»

 

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов

10 баллов — такая оценка  ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на  картинке нелепиц, успел удовлетворительно  объяснить, что не так, и, кроме  того, сказать, как на самом деле  должно быть.

8-9 баллов — ребенок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но от одной до трех  из них не сумел до конца  объяснить или сказать, как на  самом деле должно быть. 6-7 баллов  — ребенок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок  заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное  время до конца объяснить и  сказать, как на самом деле  должно быть.

2-3 балла — за отведенное  время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся на картинке  нелепиц, а до объяснения дело  не дошло.

0-1 балл — за отведенное  время ребенок успел обнаружить  меньше четырех из семи имеющихся  нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов  —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика воображения

Тест «Составление изображений объектов»

Заданные фигуры:

 

Объекты для рисования:    лицо,    клоун,    домик, кошка, дождь,  радость

Каждую из фигур можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

 

Оценка результатов проводится по ряду параметров:  
1.    Изображены ли все  заданные объекты.  
2.    Реалистичность   изображения   (степень   похожести на заданный объект).  
3.    Уникальность изображения.  
4.    Использование в изображении всех предложенных фигур.  

Для оценки воспользуйтесь следующими правилами:  
За каждое изображение, которое соответствует требованиям инструкции, даже если оно и не похоже, ставится 1 балл. За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», ставится 2 балла. За изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставится 3 балла. За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное, — 4 балла, наконец, за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации  ставится  5  баллов.  
Тот, кто набрал за все 6 объектов от 25 до 30 баллов, обладает отличным воображением, набравший от 20 до 25 имеет хорошее воображение. От 15 до 20 есть над, чем поработать. От 10 до 15 - вам регулярно надо тренировать свое воображение. Меньше 10 баллов - у вас трудности из-за плохого воображения, но не отчаивайтесь, его можно развивать, для чего ежедневно нужно выполнять специальные упражнения. Желаю успехов! Если не получается оценить себя самостоятельно, пишите мне, помогу.

 

Игровой тест «Три слова»

Вам предлагается три слова, с помощью которых вам нужно как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.  
Например, даны три слова: БАБУШКА, КЛОУН, ДВОРЕЦ. Пример выполнения данного теста: «Бабушка пришла во дворец и увидела там клоуна. Бабушка и клоун стали жить во дворце. Клоун шел по дворцу и запнулся о ногу бабушки. Клоун рассмешил бабушку. Бабушка стала работать во дворце клоуном».  
Предлагаю вам еще несколько наборов слов: РАЗБОЙНИК, ЗЕРКАЛО, ЩЕНОК  
ТОРТ, ОЗЕРО, КРОВАТЬ 

 

 5 баллов —    остроумная, оригинальная фраза.

4 балла    —    правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.

3 балла    —    банальная фраза.

2 балла    —    два слова имеют логическую связь,  а третье — нет.

1 балл      —    бессмысленное сочетание слов.

 

 

Диагностика уровня развития воображения

Методика «Где чье место?»

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

 

 

 

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый   уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

 

 


Информация о работе Диагностика мышления и воображения младшего школьника