Диагностика поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть методы диагностики поведения детей.
Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать определение понятию диагностики в педагогике;
- охарактеризовать основные методы педагогической диагностики;
- рассмотреть наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие диагностики в педагогике…………………………………….4
2. Методы педагогической диагностики………………………………….6
3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение……………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО) «ЧГПУ»

Отделение заочного образования

 

Факультет коррекционной педагогики

 

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА»

Тема: «Диагностика поведения детей»

 

 

                                        Выполнила: студентка группы ЗФ-106/102-4-1

                                        специальность «Дефектологическое образование»

                                        Зубарева А. В.

                                       

                                        Проверила: кандидат педагогических наук, доцент

                                        Салаватулина Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2014 г.

 

Введение

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие диагностики в педагогике…………………………………….4

2. Методы педагогической  диагностики………………………………….6

3. Наблюдение как основной  метод диагностики поведения  ребенка...13

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….24

Приложение……………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основное место в деятельности педагога, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его  индивидуальные особенности и потенциальные  возможности, устанавливать особенности  классных коллективов и тем самым  научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности учащихся необходимо для выявления общих  и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и нравственного  развития каждого школьника, Это  даёт возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию. Помимо задач изучения личности учеников, у учителей возникает необходимость  проверки усвоения знания.

Эти задачи, занимающие первостепенное место в работе учителей, решаются с помощью педагогической диагностики  поведения, изучению методов которой  посвящена данная работа.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической  диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она  заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической  диагностики.

Цель данной работы – рассмотреть  методы диагностики поведения детей.

Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- дать определение понятию диагностики в педагогике;

- охарактеризовать основные методы педагогической диагностики;

- рассмотреть наблюдение как  основной метод диагностики поведения  ребенка.

 

 

 

1. Понятие диагностики в педагогике

 

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования [1, с. 25]. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.

Диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания  диагноз (гр. dagnoss – распознавание, определение). Диагноз – заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке. Однако в педагогике диагностика изменила свое содержание. Так, если, к примеру, психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Большинство исследователей-педагогов под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.

Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников. Он должен содержать:

а) описание действий, состояний, отношений  объекта воспитания в педагогических и  психологических понятиях;

б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории;

в) прогноз развития событий в  данной ситуации и в будущем;

г) аргументированную педагогическую оценку имеющих место и прогнозируемых фактов;

д) заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения [8, с. 112].

Для того чтобы понять сущность и  особенности педагогической диагностики, уместно провести сравнение между  работой врача и педагога. Первый начинает врачевание своего пациента с выяснения происхождения болезненных  симптомов, устанавливает их причины, прогнозирует течение болезни и  ее возможные последствия для  больного, и с учетом медицинского заключения (диагноза) назначает лечение  и соответствующие лекарства. Опытный  и умелый педагог также в начале своей работы с воспитанником внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции его трудности (неблагополучия).

Важным показателем профессионального  мастерства педагога выступает способность  и умение воспитателя диалектически  увязать разные по отдаленности и  педагогической целесообразности цели перевоспитания с потенциальными возможностями  воспитанника. Для многих исследователей понятие «диагностика» означает лишь фиксацию некоторых показателей  обученности, воспитанности или  проявлений качеств личности воспитанника в различных ситуациях его  жизнедеятельности. Такой подход ограничивает функциональные и потенциальные возможности диагностики в обеспечении такого направления, как превентивная педагогическая деятельность воспитателей, объективной, надежной и валидной диагностической информацией о реальном развитии детей с признаками отклонений в их поведении, реальных возможностях по их переориентации и исправлению. Знание и учет данных особенностей диагностической деятельности позволяет в общем смысле понять содержание педагогической диагностики.  
С одной стороны, диагностика осуществляется с целью изучения внешних обстоятельств жизни воспитанников, т.е. условий и характера воспитания и обучения, семьи, круга общения и других известных факторов формирования и развития личности. С другой стороны, для диагностики принципиально значимым становится изучение внутреннего мира воспитанника: соотношение личностных качеств, его направленности, ценностных ориентации, поведения и др.

 

2. Методы педагогической диагностики

 

Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего обследования ребенка [10, с. 77]. При проведении беседы педагог должен соблюдать следующие требования:

- беседа должна побуждать  и поддерживать у родителей  (педагогов) интерес;

- важно продумать организацию  пространства и выбор времени  для беседы;

- эффективность беседы  зависит от активности родителей  (педагогов);

- педагог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей;

- важно предупредить возникновение  ожидания немедленных результатов  по итогам беседы;

- желательно участие в  беседе обоих родителей;

- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;

- необходимо спланировать  следующие встречи и определить  их задачу.

Опрос в форме интервью – один из древнейших диагностических методов. Он развился из донаучной, никем не направляемой беседы и отличается от нее, прежде всего, предшествующей интервью фазой планирования, необходимой как для выяснения диагностической цели, так и для ведения разговора. В процессе наблюдения фиксируется поведение, на основании которого можно сделать вывод об интересах, оценках, точке зрения того или иного лица. Во многих случаях беседа и опрос являются лучшим способом получить необходимую информацию. С помощью опроса могут быть собраны объективные (факты, сведения) и субъективные (мнения, позиции) данные. Категоризация методов опроса чаще всего проводится в соответствии со следующими признаками: устной или письменной формой сбора информации, степенью стандартизации, индивидуальным или групповым сбором информации, однократным или многократным применением методов опроса.

Интервью – планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов.

Между двумя полюсами неструктурированным  или нестандартизованным интервью и интервью, структурированным или  стандартизованным со всеми вопросами, пояснениями, описанием условий  проведения находятся промежуточные стадии. Нестандартизованное интервью чаще всего напоминает первый пробный шаг. Необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. Для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа между интервьюером и респондентом. Интервьюер направляет беседу в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность сделать интервью таким, чтобы выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Для проведения интервью разработаны  некоторые рекомендации. Важно создать  атмосферу симпатии и взаимного  доверия, оставаясь все время абсолютно естественным, искренним и заинтересованным. Интервьюер, однако, должен занимать по возможности нейтральную позицию: его задача состоит не в том, чтобы выступать от имени морали, педагогики или психологии, а в том, чтобы получить информацию. Манера разговаривать также должна быть нейтральной: она не должна быть ни педантичной, ни слишком специальной, ни искусственной. Интервьюер, даже если он беседует с не очень образованным человеком, не имеет права выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника. Скромное и корректное поведение вызывает доверие; демагогическая небрежность его разрушает. Обрадованные возможностью выразить свое мнение о проблемах воспитания, восприимчивые к советам и объяснениям, родители отвечают иногда слишком многословно. В таких случаях важно сохранить заинтересованность и любезность, не действовать опрометчиво, а умело направить беседу в прежнее русло.

Письменный опрос – способ получить сведения об объективных данных или субъективных позициях с помощью анкет. Анкеты может использовать в своем классе учитель, если, к примеру, он хочет узнать отношение учеников к определенным воспитательным средствам и мерам.  
В таком случае он может прибегнуть к анкете с анонимными ответами. Стандартизованная анкета является конечным продуктом цепи операций. Несмотря на то, что еще достаточно часто начинают сразу с разработки конкретных вопросов, принципиально необходимо, прежде всего, разложить тему на отдельные проблемы. Только после этого можно приступить к разработке вопросов, причем уже на этом этапе необходимо иметь представление о способе их обработки [3, с. 233].

К разработке пробной анкеты примыкают предварительные тесты  или пробные опросы, которые поручают провести особенно квалифицированным  интервьюерам. На этой стадии исследования обычно используют открытые вопросы, так  как они обеспечивают лучший контроль за реакцией респондента.

Диагностическая цель анкеты, созданной самим воспитателем, должна быть гораздо более узкой. Было бы слишком самонадеянно пытаться зафиксировать  мотивацию, агрессию, отношение к  профессии и другие подобные вещи с помощью анкеты собственного изготовления. Однако в конкретной педагогической ситуации воспитатель может провести опрос мнений, оценок, отношений  к педагогическим мерам или планированию.

Таким образом, методы опроса предоставляют исследователю возможность  самому получить информацию от конкретного  лица, как об интересующих его фактах, так и о позициях, интересах, оценках  респондента. Всем методам опроса свойственно  то, что респондент посредством устных или письменных вопросов или утверждений, посредством невербальных раздражителей, таких, как, например, картинки, должен быть подвигнут к вербальным реакциям, содержащим информацию по запланированной  проблематике.

Информация о работе Диагностика поведения детей