Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:41, статья
Психолого-педагогическое изучение детей с двигательными нарушениями представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений моторного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
Диагностика уровня развития детей раннего возраста
с двигательными нарушениями
Психолого-педагогическое изучение детей с двигательными нарушениями представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений моторного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
Важной задачей диагностики при двигательных нарушениях является комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними. В организации такого исследования важная роль принадлежит знакомству педагога, психолога, логопеда с медицинской документацией. Знание клинической картины динамики изменения состояния ребенка под влиянием лечения, формы двигательного нарушения, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследования, подобрать наиболее подходящие методики и материалы для предъявления ребенку, учесть клинические характеристики при качественном анализе результатов психолого-педагогического обследования.
Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с двигательными нарушениями являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий. Такие исследования позволяют увидеть не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это даст возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком.
Существуют некоторые специфические задачи изучения детей, имеющих двигательные нарушения, в зависимости от возраста. В раннем возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития. Оценка психического развития ребенка раннего возраста с двигательными нарушениями до настоящего времени остается сложной проблемой. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием боятся новых людей и новой обстановки. Рекомендации к обследованию детей первых лет жизни представлены в работах Е. А. Стребелевой, Е. М. Мастюковой, О. В. Баженовой. Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с двигательными нарушениями, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов и двигательные ограничения. Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности (тяжесть двигательного поражения, патологию артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха), и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.
При проведении психолого-педагогического изучения детей, имеющих двигательные нарушения, необходимо учитывать:
- соответствие
уровня выполняемых ребенком
заданий его возрасту, двигательным
возможностям и степени
- возможности обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.
- характер помощи взрослого и возможность ее использования.
- способность к самостоятельному выполнению заданий.
- отношение больного ребенка к заданию, его активность.
- возможность
частично приспособиться к
- использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов).
- устойчивость внимания.
Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.
Исследование предметной деятельности ребенка с двигательными нарушениями должно включать следующие направления:
- участие ребенка в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее);
- подражательная
деятельность (может быть исследована
у детей способных к захвату
и манипулированию с
- самостоятельная
деятельность (оценивается понимание
назначения предметов-игрушек,
В схему обследования детей раннего возраста, имеющих двигательные нарушения, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.
В настоящее время за рубежом, где широко используются тесты для обследования детей с двигательными нарушениями, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Плодотворен этот подход и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который сам может действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а исследование насытить заданиями, не требующими речевой активности.
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с двигательными нарушениями имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития, манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы:
1. Нарушения двигательной сферы.
- удерживает вертикальное положение (сидя; стоя).
- передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояний)
- ведущая рука (правая; левая).
- развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; ограничена).
- участие порченной руки в игре и процессах самообслуживания (функций пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов) .
2. Уровень развития навыков самообслуживания.
- навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет). Самообслуживание в одевании и раздевании:
а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);
б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью).
- самообслуживание при приеме пищи (не ест сам; сам ест твердую пищу (хлеб, пряник); сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).
3. Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).
4. Нарушения слуха (степени снижения слуха).
Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.
Для обследования детей с двигательными нарушениями специалистами Центра была разработана форма диагностического обследования уровня двигательного развития детей, которая отражает следующие показатели:
- контроль за положение головы;
- дотягивание и схватывание;
- контроль за положением туловища и сидение;
- перевороты и ползанье;
- подготовка к ходьбе и ходьба.
Форма была разработана на основе теста «Оценка основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна» и методики «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни». Она поможет при составлении индивидуальной программы развития увидеть, что ребенок уже умеет, а над чем необходимо работать.
Форма для обследования уровня двигательного развития детей
Ф.И. ребенка ______________________________
Показатели двигательного развития (да; нет) |
Первичное обследование |
Динамика | |
Дата________ Возраст_____ |
Дата________ Возраст_____ | ||
Контроль за положением головы |
|||
1. Может ли ребенок приподнять голову в положении лежа на животе |
|||
2. Может ли ребенок поворачивать голову из стороны в сторону, когда он находится: |
|||
на спине |
|||
на животе |
|||
в положении сидя |
|||
3. Может ли ребенок приподнять голову и посмотреть вокруг в положении на животе |
|||
4. Когда ребенок находится на спине, осторожно присадите его, протянув за руки. Может ли ребенок удерживать голову на одной линии с туловищем |
|||
слегка приводить ее вперед. |
|||
5. Может ли ребенок в положении на животе перенести вес на одну руку и потянуться другой вперед вверх. |
|||
Дотягивание и схватывание |
|||
1. Может ли ребенок взять предмет и удержать его |
|||
2. Может ли
ребенок дотянуться до |
|||
двумя руками |
|||
левой рукой |
|||
правой рукой |
|||
3. Может ли ребенок брать руки в рот |
|||
4. Может ли
ребенок из положения лежа
на животе дотянуться до |
|||
5. Может ли ребенок захватывать предметы |
|||
всей ладонью |
|||
большим, указательным и средним пальцами |
|||
большим и указательным пальцами |
|||
6. Может ли ребенок перекладывать предмет из одной руки в другую |
|||
7. Может ли ребенок держать руки вместе в положении сидя с поддержкой |
|||
8. Может ли ребенок произвольно отпускать предмет, вложенный ему в руки |
|||
9. Может ли ребенок отпустить небольшой предмет в коробку (бутылочку) через маленькое отверстие |
|||
10. Может ли ребенок кинуть |
|||
поймать мяч |
|||
Контроль за положением туловища и сидение |
|||
1. Может ли
ребенок сидеть с полной |
|||
2. Если посадить ребенка, падает ли он вперед |
|||
пытается опереться руками спереди |
|||
3. Если посадить
ребенка и слегка поддерживать
его туловище с боков, сохраняе |
|||
4. Если посадить ребенка, падает ли он в стороны |
|||
пытается опереться руками по бокам от туловища |
|||
5. Может ли ребенок из положения сидя посмотреть, при этом повернув верхнюю половину туловища |
|||
6. Может ли ребенок самостоятельно сесть из положения лежа на полу |
|||
7. Если ребенка посадить, может ли он сохранять положение сидя без поддержки |
|||
Перевороты и ползанье |
|||
1. Может ли
ребенок перевернуться со |
|||
2. Может ли
ребенок перевернуться с |
|||
3. Может ли
ребенок переворачиваться |
|||
4. Может ли
ребенок ползти на животе |
|||
назад |
|||
5. Может ли
ребенок из положения лежа
на животе встать на |
|||
передвигаться на четвереньках |
|||
Подготовка к ходьбе и ходьба |
|||
1. Может ли ребенок встать, подтянувшись из положения: |
|||
лежа на животе |
|||
сидя |
|||
на четвереньках |
|||
2. Может ли ребенок ходить вдоль мебели |
|||
3. Может ли ребенок уверенно ходить за одну руку |
|||
4. Может ли ребенок делать самостоятельные шаги |
|||
5. Может ли ребенок бегать |
|||
6. Может ли ребенок ходить на «носочках» |
|||
«пяточках» |
|||
7. Может ли ребенок прыгать на двух ногах |
|||
8. Может ли ребенок прыгать на одной ноге |
Информация о работе Диагностика уровня развития детей раннего возраста с двигательными нарушениями