Диагностика уровня развития детей раннего возраста с двигательными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:41, статья

Краткое описание

Психолого-педагогическое изучение детей с двигательными нарушениями представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений моторного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика уровня развития детей раннего возраста.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Диагностика уровня развития детей раннего возраста

с двигательными нарушениями

Психолого-педагогическое изучение детей с двигательными нарушениями представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений моторного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

Важной задачей диагностики при двигательных нарушениях является комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними. В организации такого исследования важная роль принадлежит знакомству педагога, психолога, логопеда с медицинской документацией. Знание клинической картины динамики изменения состояния ребенка под влиянием лечения, формы двигательного нарушения, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследования, подобрать наиболее подходящие методики и материалы для предъявления ребенку, учесть клинические характеристики при качественном анализе результатов психолого-педагогического обследования.

Кроме того, задачей  психолого-педагогической диагностики  детей с двигательными нарушениями являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий. Такие исследования позволяют увидеть не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это даст возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком.

Существуют  некоторые специфические задачи изучения детей, имеющих двигательные нарушения, в зависимости от возраста. В раннем возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития. Оценка психического развития ребенка раннего возраста с двигательными нарушениями до настоящего времени остается сложной проблемой. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием боятся новых людей и новой обстановки. Рекомендации к обследованию детей первых лет жизни представлены в работах Е. А. Стребелевой, Е. М. Мастюковой, О. В. Баженовой. Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с двигательными нарушениями, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов и двигательные ограничения. Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности (тяжесть двигательного поражения, патологию артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха), и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.

При проведении психолого-педагогического изучения детей, имеющих двигательные нарушения, необходимо учитывать:

- соответствие  уровня выполняемых ребенком  заданий его возрасту, двигательным  возможностям и степени сохранности  анализаторов.

- возможности  обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.

- характер помощи  взрослого и возможность ее  использования.

- способность  к самостоятельному выполнению  заданий.

- отношение  больного ребенка к заданию, его активность.

- возможность  частично приспособиться к двигательному  дефекту.

- использование  неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов).

- устойчивость  внимания.

Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для  определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.

Исследование  предметной деятельности ребенка с двигательными нарушениями должно включать следующие направления:

- участие ребенка в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее);

- подражательная  деятельность (может быть исследована  у детей способных к захвату  и манипулированию с предметами), в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действия с предметами, осмысленность подражательных действий;

- самостоятельная  деятельность (оценивается понимание  назначения предметов-игрушек, адекватность  производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее).

В схему обследования детей раннего возраста, имеющих двигательные нарушения, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.

В настоящее время за рубежом, где широко используются тесты для  обследования детей с двигательными нарушениями, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Плодотворен этот подход и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который сам может действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а исследование насытить заданиями, не требующими речевой активности.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка  с двигательными нарушениями имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития, манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы:

1. Нарушения двигательной сферы.

- удерживает вертикальное положение (сидя; стоя).

- передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояний)

- ведущая рука (правая; левая).

- развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; ограничена).

- участие порченной руки в игре и процессах самообслуживания (функций пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов) .

2. Уровень развития  навыков самообслуживания.

- навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет). Самообслуживание в одевании и раздевании:

а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью  владеет);

б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью).

- самообслуживание при приеме пищи (не ест сам; сам ест твердую пищу (хлеб, пряник); сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).

3. Нарушения  зрения (близорукость, аномалии рефракции,  косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).

4. Нарушения слуха (степени снижения слуха).

Данные о  нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.

Для обследования детей с двигательными нарушениями специалистами Центра была разработана форма диагностического обследования уровня двигательного развития детей, которая отражает следующие показатели:

- контроль за  положение головы;

- дотягивание  и схватывание;

- контроль за  положением туловища и сидение;

- перевороты и ползанье;

- подготовка  к ходьбе и ходьба.

Форма была разработана на основе теста «Оценка основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна» и методики «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни». Она поможет при составлении индивидуальной программы развития увидеть, что ребенок уже умеет, а над чем необходимо работать.

Форма для обследования уровня двигательного развития детей

Ф.И. ребенка _______________________________________________________

Показатели  двигательного развития

(да; нет)

Первичное обследование

Динамика

 

Дата________

Возраст_____

Дата________

Возраст_____

Контроль  за положением головы

 

1. Может ли  ребенок приподнять голову в  положении лежа на животе

   

2. Может ли  ребенок поворачивать голову  из стороны в сторону, когда он находится:

   

на спине

   

на животе

   

в положении сидя

   

3. Может ли  ребенок приподнять голову и  посмотреть вокруг в положении  на животе 

   

4. Когда ребенок  находится на спине, осторожно  присадите его, протянув за  руки. Может ли ребенок удерживать голову на одной линии с туловищем

   

слегка приводить  ее вперед.

   

5. Может ли  ребенок в положении на животе  перенести вес на одну руку  и потянуться другой вперед  вверх.

   

Дотягивание и схватывание

   

1. Может ли  ребенок взять предмет и удержать его

   

2. Может ли  ребенок дотянуться до предмета  вертикально вверх

   

двумя руками

   

левой рукой

   

правой рукой

   

3. Может ли  ребенок брать руки в рот

   

4. Может ли  ребенок из положения лежа  на животе дотянуться до предмета, находящегося перед ним

   

5. Может ли  ребенок захватывать предметы

   

всей ладонью

   

большим, указательным и средним пальцами

   

большим и указательным пальцами

   

6. Может ли  ребенок перекладывать предмет  из одной руки в другую

   

7. Может ли  ребенок держать руки вместе в положении сидя с поддержкой

   

8. Может ли  ребенок произвольно отпускать  предмет, вложенный ему в руки

   

9. Может ли  ребенок отпустить небольшой  предмет в коробку (бутылочку) через маленькое отверстие

   

10. Может ли  ребенок кинуть

   

поймать мяч

   

Контроль  за положением туловища и сидение

   

1. Может ли  ребенок сидеть с полной поддержкой

   

2. Если посадить  ребенка, падает ли он вперед 

   

пытается опереться  руками спереди

   

3. Если посадить  ребенка и слегка поддерживать  его туловище с боков, сохраняет ли он положение сидя

   

4. Если посадить ребенка, падает ли он в стороны

   

пытается опереться  руками по бокам от туловища

   

5. Может ли  ребенок из положения сидя  посмотреть, при этом повернув  верхнюю половину туловища

   

6. Может ли  ребенок самостоятельно сесть из положения лежа на полу

   

7. Если ребенка  посадить, может ли он сохранять  положение сидя без поддержки

   

Перевороты  и ползанье

 

1. Может ли  ребенок перевернуться со спины  на живот

   

2. Может ли  ребенок перевернуться с живота  на спину

   

3. Может ли  ребенок переворачиваться легко  несколько раз подряд, лежа на  полу

   

4. Может ли  ребенок ползти на животе вперед 

   

назад

   

5. Может ли  ребенок из положения лежа  на животе встать на четвереньки 

   

передвигаться на четвереньках

   

Подготовка к ходьбе и ходьба

 

1. Может ли  ребенок встать, подтянувшись из  положения:

   

лежа на животе

   

сидя

   

на четвереньках

   

2. Может ли  ребенок ходить вдоль мебели

   

3. Может ли  ребенок уверенно ходить за  одну руку

   

4. Может ли  ребенок делать самостоятельные шаги

   

5. Может ли  ребенок бегать

   

6. Может ли  ребенок ходить на «носочках»

   

«пяточках»

   

7. Может ли  ребенок прыгать на двух ногах

   

8. Может ли  ребенок прыгать на одной ноге

   

 


Информация о работе Диагностика уровня развития детей раннего возраста с двигательными нарушениями