Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: слушание как вид музыкальной деятельности будет влиять на развитие эмоциональной сферы обучающихся, если соблюдать следующие педагогические условия:
учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников;
применять разнообразные методы и приемы при организации слушания музыкальных произведений обучающихся: метод наблюдения за музыкой, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии, метод эмоциональных контрастов, метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения.
Проводить занятия в системе, на основе единства культурного и образовательного пространства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа готовая.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, особенно ее эмоциональной сферы. Для многих детей время проведенное в школе, является самым эмоционально-насыщенным. Именно в школе реализуются возможности для непосредственного общения, обучающегося с педагогами, эмоционального воздействия со сверстниками в процессе обучения и воспитания.

В Государственном образовательном стандарте основного общего образования относительно проблемы развития эмоциональной сферы школьников выделена одна из целей изучения музыкального искусства: развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, эмоционально-ценностного отношения к музыке.

 В последних документах в  области образования выдвинуты  новые задачи, которые потребовали новых подходов в личностном развитии обучающихся, на создание условий для индивидуально-творческого развития каждого школьника, на вовлечённость в этот процесс самого обучающегося

( «Наша новая школа», проект «Об образовании»). [29, 16].

Проявление потребности современной школы в духовно-практическом опыте школьников связано с необходимостью развития личностно-смысловой сферы обучающихся, благодаря чему у них проявляется отношение к постигаемой действительности, её переживание, осознание ценности, ощущение себя в гармонии со всем миром; высвобождение сущностного потенциала добра, отзывчивости, внимательности к окружающему миру, умение сопереживать, сорадоваться.

С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущения правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного и творческого потенциала. «Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М.Теплов. Содержанием музыки в первую очередь являются чувства, эмоции, настроения. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику, физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. [4, 98].

Однако в структуре школьного воспитания современной школы в недостаточной степени представлена работа, направленная на пробуждение у обучающихся, а затем и воспитания у них потребности быть неравнодушными, эмоционально отзывчивыми. Как показал анализ практики, имеет место противоречие между потребностью практики в развитии эмоциональной сферы младшего школьника и недостаточной обращенностью педагога к слушанию музыкальных произведений как виду деятельности обучающихся на уроках музыки.

В связи с этим можно сформулировать проблему:  Каким образом слушание музыкальных произведений, способствует развитию эмоциональной сферы младших школьников?

Исходя из противоречия и проблемы, была сформулирована тема курсовой работы: «Слушание музыкальных произведений как средство развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях»

Объект исследования:  развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Предметом исследования: развитие эмоциональной сферы младших школьников через слушание музыкальных произведений.

Цель исследования: определить методы и приемы слушания музыкальных произведений, способствующих развитию эмоциональной сферы младшего школьника.

Гипотеза  исследования: слушание как вид музыкальной деятельности будет влиять на развитие эмоциональной сферы обучающихся, если соблюдать следующие педагогические условия:

    • учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников;
    • применять разнообразные методы и приемы при организации слушания музыкальных произведений обучающихся: метод наблюдения за музыкой, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии, метод эмоциональных контрастов, метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения.
    • Проводить занятия в системе, на основе единства культурного и образовательного пространства.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:

    • Посредством анализа литературных источников дать общую характеристику эмоциям, как психическому состоянию; раскрыть психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников и сущность слушания как вида музыкальной деятельности.
    • Проанализировать психологические особенности младшего школьного возраста.
    • Провести диагностику, направленную на определение уровня развития эмоциональной сферы младшего школьника.
    • Изучить методы и приемы способствующие развитию эмоциональной сферы в процессе слушания музыки

Базой практики является ГКОУ СО «Корзуновский детский дом-школа»

Методологической основой данной работы послужили труды психологов Л.С. Выгодский, Б.М. Теплов, В.А. Сухомлинский, Б.А. Асафьев,

Г.М. Ципина, Д.Б. Кабалевского.

Для реализации цели и задач курсовой работы применялся комплекс методов: теоретический анализ, наблюдение, беседа, тестирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности детей. Курсовая  работа состоит из введения, тезауруса, двух глав, заключения, списка информационных источников, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезаурус

 

Восприятие – познавательный процесс, который заключается в отражении в сознании человека образов, предметов и явлений, действующих в данный момент на наши органы чувств.

Возраст – категория, которая служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития: физического, психического и социального.

Метод (греч. – путь к чему-либо) -  это определенное действие педагога и ученика, направленное на достижение цели музыкального образования.

Музыкальное восприятие – слушание – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованию музыкальной деятельности и являющиеся условием на практике.

Младший школьный возраст – возраст примерно от 6-7 лет до 10-11 лет; это соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

Прием – часть метода, которая выполняет вспомогательную роль и конкретизирует его.

Слушание музыки – это один из основных видов музыкальной деятельности, основной путь – развитие эмоциональной сферы на музыку.

Чувство – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в жизни, что он познает или делает.

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства.

Эмоциональная сфера – одна из сфер проявления темперамента.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

    1. Общая характеристика эмоций и чувств, их классификация

 

Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающего мира. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают радость, другие – негодование, одни вещи ему не нравятся, другие вызывают у него удовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, и называются эти отношения чувствами и эмоциями.

Существуют различные точки зрения на понимание эмоций и чувств. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Чувства субъективно выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоции состояния свидетельствуют о благоприятном протекании процесса  удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями. Эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности удовлетворения. Осознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства [3, 98].

Отрицательные эмоции порождаются более или менее сознаваемой субъектом реальной или воображаемой действительности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Информационная концепция эмоций обладает недосказанностью, хотя, скорее всего, не объясняет всю многообразную  и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции укладываются в эту схему по своему происхождению. Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, с какого рода препятствиями он сталкивался, на что надо обратить внимание, над тем, чем необходимо задуматься, что изменить. Эмоция сигнализирует о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает те самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности. Чувства, считает Петровский А.В., это одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познавательным и изменяемым им предметам и явлениям действительности.

Эмоции и чувства – психологические состояния, которые заключаются в субъективном отношении человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе – так рассматривает Крутецкий В.А. Нередко слова «эмоция» и  «чувство» употребляются как синонимы, считает Петровский А.В., он определяет эмоции, как непосредственное временное переживание какого-нибудь постоянного чувства.

Чувство – это  более глубокое устойчивое состояние человека, а эмоции – кратковременное, простое, непосредственное переживание, возникающее на конкретную ситуацию (по Крутецкому В.А.). Более полно говорит о них Коломинский Я.Л. Эмоции – это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Джеймс Уильям рассматривает эмоции с точки зрения чувствования и телесного проявления. Согласно его теории телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта и осознание нами этого возбуждения, в то время как оно совершенствуется, и есть эмоция. Например, чувство долга, гнев, ответственность, радость. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как примитивные формы эмоций удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Причиной эмоций по Джемсу У. являются бесчисленные рефлекторные акты, возникающие под влиянием внешних объектов и немедленно осознаваемые нами, нам тот час же становится понятным, поему может существовать бесчисленное множество эмоций и почему у отдельных индивидов они могут неопределенно варьировать и по составу, и по мотивам, вызывающих их. Источником является объективная действительность, все соотнесения  с потребностями человека, так считает Крутецкий В.А. [1, 116].

То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей, вызывает у людей положительные эмоции: радость, любовь. То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции: неудовлетворение, горе, печаль, ненависть. Согласно теории Джемса основными источниками эмоций являются центростремительные точки. В эстетических восприятиях (например, музыкальных) главную роль играют центростремительные точки независимо от того, возникают ли наряду с ними внутренние органические возбуждения или нет. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями, которые снижают психическую активность, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Поэтому, если учащиеся в состоянии воодушевления, подъема, при наличии желания читать и положительных чувств воспринимают рассказ, тем лучше они понимают его идею, содержание, описание каких-либо образцов и запоминают прочнее.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха, человек бледнеет; от стыда, смущения он краснее. Страх, потоотделение, сердце начинает усиленно биться. Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике, пантомимике, вокальной мимике, которая заключается в изменении интонации, смысловых ударений, голоса. Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано с физиологической активацией. Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – это спросить у субъекта, что он испытывает, но как трудно передать словами то, что чувствуешь. Поведение могло бы восприниматься как субъективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем точно их причину: от радости они, от огорчения или от негодования.

Информация о работе Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников