Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 10:10, курс лекций
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Выявление эмоциональной атмосферы в семье
Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям - это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму. Она позволяет определить причину высокой тревожности учащихся. Это связано с изменением положения ребенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.
Таблица для родителей
Слова и фразы, с помощью которых я | ||
поддерживаю ребенка |
ругаю его | |
… |
… |
Если в классе есть трудные дети и есть проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и детям заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблицы родителей и детей. Трудности многих учащихся порою состоят в сложности эмоционально воспринимать друг друга.
Таблица для детей
Слова и фразы, которыми мои родители меня: | ||||
поощряют |
как часто |
ругают |
как часто | |
Тест «Мера заботы о ребенке»
Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.
Инструкция
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Школа оценок
Утверждения теста
Итоги
40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25-40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
Методика «Типовое семейное состояние»
Цель
Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
Инструкция
Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните вашу семейную жизнь! Отметьте на каждой шкале свое состояние (как вы чувствуете себя чаще всего).
Бланк
Состояние |
Шкала оценок |
Состояние |
Индекс | ||||||||||
Довольным |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Недовольным |
У | |||
Спокойным |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Встревоженным |
Т | |||
Расслабленным |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Напряженным |
Н | |||
Радостным |
0 |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Огорченным |
У | |||
Нужным |
0 |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Лишним |
Т | |||
Отдохнувшем |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Усталым |
Н |
Состояние |
Шкала оценок |
Состояние |
Индекс | |||||||
Здоровым Ч норовым |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Больным |
У |
Смелым |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Робким |
Т |
Беззаботным |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Озабоченным |
Н |
Хорошим |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
Плохим |
У | |
Ловким |
0 |
[ |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Неуклюжим |
Т |
Свободным |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Занятым |
Н |
фамилия, имя, отчество ______________________________
Обработка
Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (Т, У, Н), суммируются. Чем выше значение, тем хуже чувствует себя родитель в семье.
У (общая неудовлетворенность).
Н (нервно-психическое напряжение).
Т (семейная тревожность).
Методика «Наказания в семье»
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.
Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.
Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:
Вид наказания |
Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-» |
Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании |
Отметьте самые действенные |
I |
2 |
3 |
4 |
1. Ставили в угол |
|||
2. Прекращали общаться на длительный период времени |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Применяли телесные наказания |
|||
4. Ограничивали свободу |
|||
5. Лишали любимого занятия |
|||
6. Читали бесконечные нотации |
|||
7. Стыдили при друзьях и знакомых |
|||
8. Оскорбляли и ругались |
|||
9. Лишали любимых лакомств |
|||
10. Ограничивали в покупках |
|||
11. Выгоняли из дому |
Учащимся класса можно задать следующие вопросы:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ
Семья - важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения многих наук.
У педагогики свой, самостоятельный аспект изучения семьи. Она подходит к семье как к субъекту воспитательной деятельности и. следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактика взаимодействия с родителями.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Методика «Список личностных черт »
Эта методика может быть использована во всех классах основной школы, при обследовании учащихся как младшего, так и старшего подросткового возраста (с 5-го по 9-й класс). Возможно ее многократное использование, что позволяет проследить динамику развития взаимоотношений в семье. Кроме того, методика оказывает несомненное развивающее влияние на учащегося, побуждая к самоанализу и взаимооцениванию.
Инструкция: Оцени степень развития личностных качеств, поставив знак «+» в соответствующей графе.
Графа 2 |
Мне кажется, что мой отец… | |||||||||||||||||||||||
отчасти |
||||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 1 |
Я думаю, что я… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Список личностных черт |
Властный |
Аккуратный |
Твердый |
Энергичный |
« Золотые руки» |
Замкнутый |
Умный |
Эгоистичный |
Покладистый |
Добрый |
Ответственный |
Трудолюбивый |
Независимый |
Вежливый |
Хороший характер |
Уверенный в себе |
Обидчивый |
Вспыльчивый |
Нерешительный |
Умеет общаться |
Симпатичный | |||
Графа 6 |
Я хотел бы походить в таких качествах |
На отца |
отчасти |
|||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
На мать |
отчасти |
|||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 5 |
Моя мать думает, что я… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 4 |
Мой отец думает, что я… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 3 |
Мне кажется, что моя мать… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
Информация о работе Диагностические методики изучения семьи учащихся