Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель исследования: выявить закономерность влияния дидактических игр на уровень мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «учебная деятельность»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников………………6
1.1. Сущность понятия « учебной деятельности»………………………………6
1.2 Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………12
Глава 2. Исследования роли игры в учебной мотивации младших школьников на примере программы А.А.Плешакова………………………………………..24
2.1. Возможность диагностики уровня школьной мотивации детей на примере программы……………………………………………………………..24
2.2 Система игр, направленная на формирование учебной деятельности…...32
2.3 Процедура эмпирического исследования значимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников……34
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы
(Чтение ученика.)
Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелейный.
4) От Ростова Великого недалеко до Ярославля (плакат)
(Чтение ученика.)
Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и приказывает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.
5) От Ярославля по реке рукой подать до Костромы. (плакат )
(Чтение ученика.)
Микроитог: Город основан князем Юрием Долгоруким как крепость для защиты. Сейчас это крупный промышленный и культурный центр.
6) А теперь побываем в Суздале (плакат)
(Чтение ученика.)
Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.
7) Наше путешествие
по Золотому кольцу
(Чтение ученика.) Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично сожжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола.
3. Закрепление полученных знаний.
а) Соединить стрелкой
город и соответствующую
Суздаль |
Успенский собор |
Кострома |
Музей-заповедник |
Владимир |
Церковь Ильи Пророка |
Переславль - Залесский |
Ипатьевский монастырь |
Сергиев Посад |
Ростовский кремль |
Ярославль |
Троице - Сергиева лавра |
Ростов |
Музей "Ботик Петра I" |
б) Игра "Города Золотого кольца России"
Ученик кидает кубик и на выпавшую букву называет город, входящий в состав Золотого кольца России.
4. Итог урока
5. Домашнее задание
Напишите письмо другу - иностранцу о том, как выглядят современные города Золотого кольца России.
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика испытуемых посредством тех же методик.
Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении результатов использования дидактических игр на урокам окружающего мира.
Для выявления этих результатов были проведены беседа и срез знаний. Данные о результатах анкетирования занесены в таблицу, где можно наблюдать динамику активности учеников.
В результате исследования выяснилось, что на уроках окружающего мира активны стали 30% учащихся, 47% средне активны, а пассивны лишь 23%.
Таблица № 7
Активны |
Средне активны |
Пассивны | |
Во время эксперимента |
30% |
47% |
23% |
Количество человек |
8 |
11 |
5 |
До начала эксперимента |
22% |
38% |
40% |
Количество человек |
4 |
6 |
8 |
Так же была дана работа, оцениваемая по тем же критериям, что и на первом этапе. Ее результаты так же занесены в таблицу. Для сравнения успеваемости были проведены результаты предыдущего среза знаний.
Таблица № 8
Оценки | |||
5 |
4 |
3 |
2 |
3 человека |
10 человек |
9 человек |
3 человека |
13% |
41% |
38% |
8% |
5 человек |
8 человек |
4 человека |
1 человек |
28% |
44% |
22% |
6 % |
Примерные задания:
1. Какая наука изучает строение тела человека?
а) физиология, б) анатомия, в) филология, г) генетика
2. Какой орган защищает внутренние части тела от различных повреждений, бактерий, холода и жары?
а) легкие, б) печень, в) спинной мозг, г) кожа, д) селезенка
3. Полезен ли пот, который выделяет кожа?
а) да, он делает кожу более упругой
б) да, он охлаждает тело и удаляет из организма вредные вещества
в) нет, он загрязняет кожу
г) нет, он вымывает из организма питательные вещества
4. Выбери правильный ответ: Какую работу в организме выполняет скелет?
а) является опорой тела. Защищает внутренние органы
б) передает сигналы от головного мозга к органам
в) переваривает пищу
г) приводит тело в движение
5. Почему человеку необходимы витамины?
а) они обеспечивают организм энергией
б) являются «строительным материалом для тела человека»
в) необходимы для сохранения и укрепления здоровья
г) они делают пищу вкусной и вызывают хороший аппетит
6. Расположи органы пищеварительной системы в той последовательности, в какой через нее проходит пища:
а) желудок, б) пищевод, в) толстая кишка, г) глотка, д) ротовая полость
е) тонкая кишка
7. откуда в организме берется углекислый газ?
а) из воздуха
б) преобразуется при работе всех органов тела
в) образуется при переваривании пищи
8. какие болезни называются инфекционными?
а) пищевые отравления
б) простудные заболевания
в) возникающие при заражении человека болезнетворными бактериями или вирусами.
Так же было проведено повторное анкетирование учеников, с целью выяснить, повысился ли интерес к предмету «Окружающий мир».
Таблица № 9
Нравится ли тебе урок окружающего мира? |
Да |
Нет |
Не очень |
До проведения эксперимента |
9 чел. |
3 чел. |
12 чел. |
После проведения эксперимента |
17 чел. |
- |
7 чел. |
Контрольный эксперимент показал, что у большего количества учеников повысился интерес к урока окружающего мира. Выявилась положительная динамика: повысилась активность работы учеников на уроках, учителя отметили, что материал стал усваиваться легче, меньше времени дети тратили на приготовление домашних заданий по данному предмету, повысилась учебная мотивация у ребят с низким уровнем успеваемости.
Интересен и тот факт, что многие ученики рассказывали, как они пытались повторить некоторые игры дома, вовлекая младших братьев и сестер, а также остальных родственников.
Таким образом, изучение
практики использования игр в
преподавании окружающего мира показывает,
что этот вид деятельности детей
используется неадекватно его значимости.
Это можно объяснить
Вывод. Исходя из итогов экспериментальной деятельности следует, что дидактические игры помогли в формировании познавательного интереса, доказали свою эффективность - дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Ученики, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ребята соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя дидактические игры, учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) - в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Игра стимулирует умственную
деятельность учащихся, развивает внимание
и познавательный интерес к предмету.
Игра - один из приемов преодоления
пассивности учеников. Игра воспитывает
у школьников дисциплинированность,
ответственность и
Заключение
В процессе работы над темой был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме. В результате чего был сделан вывод, что вопрос об использовании игры в обучении стоял давно (к нему обращались Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), но в последнее время интерес к этой проблеме сильно возрос со стороны педагогов, авторов УМК.
Тем не менее, не все авторы включают игровой материал в свои учебники, тетради и методические пособия. А.А.Плешаков был первым, кто начал использование игрового материала в своих учебниках и тетрадях. В связи с этим был проведен анализ УМК «Окружающий мир: Мир вокруг нас», в результате чего я пришла к выводу, игровых заданий достаточно много, но они не достаточно разнообразны, и используются не на всех этапах урока (в основном это актуализация знаний в начале урока и закрепление полученного материала дома).
В связи с этим, в ходе исследования, учитывая рекомендации автора, была разработана система игра и занесена в таблицу № 1. Эти игры были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась в три этапа:
констатирующий эксперимент, формирующий
эксперимент и контрольный
Контрольный эксперимент,
проведенный после
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда следует, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Дидактические игры особенно
необходимы в обучении и воспитании
детей младшего школьного возраста.
Благодаря играм удаётся
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Список использованной литературой
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 2008., с 202.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 2007 г. - 316с.
3. Богомолова Н.Н. Ситуационно
- ролевая игра, как активный метод
социально-психологической
4. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 2002 г., №4.
5. Газман, О.С. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 2001.- 96с.
6. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
7. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. - 2004.- №6.- 87с.
8. Клепиниа З.Ф. Аквелева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Изд. Центр «Академия» 2004 стр.248-251
9. Кругликов В. Н., 2008 Википедия
10. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо от 19.11.08 г.)
11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология >> Как связаны между собой учебная деятельность и другие виды деятельности младших школьников? – М.: Просвещение, 2001.- 106с
12. Плешаков А.А. Программа и тематическое планирование. Просвещение, 2008г.
13. Психология развития.Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2006. - 256 с.
16. Удальцова Е. И., "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 2006 г.
17.Узорова О.В Нефедова Е.А. Тесты по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир». 3 класс. ООО « Издательство Астрель» 2007.
18. Учебная деятельность и игра. А. Я. Психология– М.: Просвещение, 2009.- 107с.
19. Цукерман Г. А. Что развивает и чего
не развивает учебная деятельность младших
школьников? http://www.hr-portal.ru/