Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:58, реферат

Краткое описание

- Составление геометрических фигур. Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
- Цепочка примеров. Цель: упражнять в умении производить арифметические действия.
- Сложи квадрат. Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
....

Вложенные файлы: 1 файл

дидактичские игры.docx

— 26.74 Кб (Скачать файл)

 

 

Составление геометрических фигур

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить  квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить  квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек  составляют 2 квадрата и делят на треугольники

 

Составление геометрических фигур

 

Цель: упражнять в составлении  геометрических фигур на плоскости  стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

 

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

 

Задания:

Составить квадрат и треугольник  маленького размера

Составить маленький и  большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя  и нижняя стороны которого будут  равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно  фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

 

Цепочка примеров

 

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

 

Ход игры: взрослый бросает  мяч ребёнку и называет простой  арифметический, например 3+2. Ребёнок  ловит мяч, даёт ответ и бросает  мяч обратно и т.д.

 

Помоги Чебурашке найти  и справить ошибку.

 

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ  адресовывается Чебурашке (или любой  другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов  может оказаться треугольник, а  в группе фигур синего цвета –  красная.

 

Только одно свойство

 

Цель: закрепить знание свойств  геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

 

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним  признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат  или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

 

Найди и назови

 

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого  размера и цвета.

 

Ход игры: На столе перед  ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного  цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький  синий квадрат и т.д.

 

Назови число

 

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в  руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок  должен поймать мяч и назвать  смежные числа – 6 и 8 (сначала  меньшее)

 

Сложи квадрат

 

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

 Для игры нужно приготовить  36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны  заметно отличаться друг от  друга. Затем квадраты разрезать.  Разрезав квадрат, нужно на  каждой части написать его  номер (на тыльной стороне).

 

Задания к игре:

Разложить кусочки квадратов  по цвету

По номерам

Сложить из кусочков целый  квадрат

Придумать новые квадратики.

 

 

Дидактические игры для обучения математике дошкольников

 Дидактические игры  по формированию математических  представлений условно делятся  на следующие группы:

Игры с цифрами и  числами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентирование в  пространстве

Игры с геометрическими  фигурами

Игры на логическое мышление

 

К первой группе игр относится  обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный  сюжет детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем  сравнивания равных и неравных групп  предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной  линейки. Это делается для того, чтобы  у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

 

Играя в такие дидактические  игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь  ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать  числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

 

Дидактические игры, такие  как "Задумай число", "Число  как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью  развития у детей внимания, памяти, мышления.

 

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем  бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать  дальше, Игра проходит в быстром  темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно  большему количеству детей принять  в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный  материал. Для подкрепления порядкового  счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

 

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с  днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для  того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая  кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о  том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник  – первый день после окончания  недели, вторник- второй день, среда  – середина недели, четверг –  четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в  игру "Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются  по порядку и получают кружочки разного  цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник  и т.д.

 

Затем игра усложняется. Дети строются с любого другого дня  недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное  слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям  быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

 

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей  постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить  детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях  и определять свое место по заданному  условию. При помощи дидактических  игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение  того или иного предмета по отношению  к другому. Например, справа от куклы  стоит заяц, слева от куклы –  пирамида и т.д. Выбирается ребенок  и игрушка прячется по отношению  к нему (за спину, справа, слева и  т.д.). Это вызывает интерес у детей  и организовывает их на занятие. Для  того, чтобы заинтересовать детей, чтобы  результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди  игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и  принес в подарок игрушки. Карлсон  любит шутить, поэтому он спрятал  игрушки, а в письме написал как  их можно найти." Затем распечатывается  письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют  задание, находят игрушку. Затем, задание  усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя  в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения  положения предметов.

 

Для закрепления знаний о  форме геометрических фигур детям  предлагается узнать в окружающих предметах  форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать  и рассказать, что они нашли.

 

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью  закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед  началом игры дети делятся на две  команды в соответствии с уровнем  их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

Составление изображения  предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

Работа по условию (собрать  фигуру человека, девочка в платье)

Работа по собственному замыслу (просто человека)

 

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о  способах выполнения задания, о порядке  работы. Каждый играющий в команде  по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

 

Рассмотрим дидактические  игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей  начинают формироваться элементы логического  мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр  и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у  детей, так как они оказывают  действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у  детей. Это такие игры как "Найди  нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

 

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения  ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование  предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд  или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя  в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие  круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять  такие упражнения, задания для  них усложняются. Предлагается выполнить  задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

 

 

 

Игровая деятельность дошкольника

Дидактические игры для дошкольников

Игра "Собери снеговика"

(для детей раннего возраста)

 

 

ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять  действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

 

ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель  предлагает ребёнку рассмотреть  выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

 

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

 

Аналогично можно собрать  неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

\

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя игры, учу детей  преобразовывать равенство в  неравенство и наоборот – неравенство  в равенство. Играя в такие  дидактические игры как

 КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ,

 НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети  научились свободно оперировать  числами в пределах 10 и сопровождать  словами свои действия.

 

Дидактические игры, такие  как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК  ТЕБЯ ЗОВУТ?,

 СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ  ЦИФРУ (приложение N ), КТО ПЕРВЫЙ  НАЗОВЕТ,

 КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО? И многие другие я  использую на занятиях в свободное  время, с целью развития у  детей внимания, памяти, мышления.

 Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!, помогает усвоению порядка следования  чисел натурального ряда, упражнения  в прямом и обратном счете.  В игре используется мяч. Дети  встают полукругом. Перед началом  игры говорю, в каком порядке  (прямом или обратном) буду считать.  Затем бросаю мяч и называю  число. Тот, кто поймал мяч,  продолжает считать дальше, Игра  проходит в быстром темпе, задания  повторяются многократно, чтобы  дать возможность как можно  большему количеству детейринять  в ней участие.

 Такое разнообразие  дидактических игр, упражнений, используемых  на занятиях и в свободное  время, помогает детям усвоить  программный материал. Для подкрепления  порядкового счета помогают таблицы,  со сказочными героями, направляющимися  к Вини - Пуху в гости. Кто  будет первый? Кто идет второй  и т.д.

 В старшей группе  познакомила детей с днями  недели. Объяснила, что каждый  день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше  запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком  разного цвета.

Информация о работе Дидактические игры