Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.docx

— 25.05 Кб (Скачать файл)

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

 

Сенсорное воспитание младших  дошкольников, формирование любых представлений  о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил  основные разновидности свойств, применяющиеся  в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

 

Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его восприятия и формирование представлений о  внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в  пространстве, а так же запахе, вкусе  и т.п.

 

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это  одна из основных сторон дошкольного  воспитания.

 

Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного  развития ребенка, оно необходимо для  успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего  мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом  их переработки.

 

В качестве средств решения  познавательных задач в сенсорной  культуре выступают сенсорные эталоны  – общепринятые образцы внешних  свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета  представлены семью цветами спектра  и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы  выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система  мер. Усвоение сенсорных эталонов –  это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств  веществ.

 

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для  формирования зрительных представлений  о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного  времени учится использовать сенсорные  эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

 

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

 

2 этап  – средствами  восприятия выступают уже не  конкретные предметы, а некие  образцы их свойств, причем, каждое  имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами  спектра, как в повседневной  жизни, так и на материале  дидактических игр. Например, в  игре «Спрячь мышку» дети знакомятся  с эталонами формы и т. д

 

Особое место занимают эталоны величины, так как она  носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим  или маленьким, он приобретает это  качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни,  уже владея сенсорными эталонами,  дети начинают их систематизировать.  Воспитатель помогает ребенку  выстроить последовательность цветов  спектра, узнавая их оттенки.  На уровне восприятия происходит  и знакомство с вариантами  геометрических форм, различающимися  по соотношению сторон, - «короткими»  и «длинными». От глобальной оценки  величины предмета (большой –  маленький) дети переходят к  выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать  сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

 

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни  выдвигает перед теорией и  практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования  наиболее эффективных средств и  методов сенсорного воспитания в  детском саду. Главное направление  сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной  культурой.

 

Сенсорное воспитание –  целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

 

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании младших  дошкольников от рождения до 6 лет.

 

На первом году жизни это  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися  яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

 

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

 

Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют  сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями  по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

 

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить младших  дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме  вокруг образцов-эталонов, последовательному  осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных  действий.

 

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться  в сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

 

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого  при помощи предлагаемой системы, с  сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам  деятельности (рисование, лепка и  др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни  ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для младших дошкольников раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Основная особенность  дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх  обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность  воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются  взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через  игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В  дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В  дидактических играх и упражнениях  надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

 

1.Оформлять чувствительное  впечатление, уточнять названия  предметов и их характерные  свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться  не только по внешнему виду  предмета, но и по словесному  описанию.

 

2. Делать первичные обобщения,  группировать предметы по общим  свойствам. 

 

3. Соотносить, сравнивать  жизненные свойства предмета  с имеющимися мерками, сенсорными  эталонами (форма предметов с  геометрическими фигурами).

 

    В дошкольной  педагогике дидактические игры  и упражнения с давних пор  считались основным средством  сенсорного воспитания. Знакомство  с формами, величинами, цветами,  пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по  ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.  Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится  контроль за состоянием сенсорного развития младших дошкольников:

1-й уровень: хаотичные  пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные  пробы. 

3-й уровень: безошибочно  подбирает детали.

 

  Дидактический смысл  упражнений как раз и заключается  в том, что ребенок получает  возможность действовать сам.  Если материал неизвестен детям,  необходимо более активное педагогическое  воздействие. В содержание дидактических  игр  игрушек особенности национального  характера, природы, истории, труда,  быта того или иного народа.  Из поколения в поколение передаются  дидактические игрушки, созданные  народом  для развития речи, воли, внимания, точности к координации  движений.

 

Формирование представлений  о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец  разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:

1) Игры - забавы

2) Настольно – печатные

3) Словесные

4) Музыкальные

 

Обязательным элементом  дидактическим игр является:

1) Отражение учебного материала

2) Выделение игровых задач

3) Наличие правил

4) Действия играющих

5) Подведение итогов игры 

 

Классификация игр:

1. Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.

2. Игры, возникающие по  инициативе взрослого или старших  младших дошкольников – организованные  игры.

3. Игры, идущие от исторически  сложившихся традиций народа  – народные.

 

Методика организации  дидактических игр:

Организация дидактических  игр осуществляется педагогом в  трех  основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

 

Подготовка:

- Отбор игры в соответствии  с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

- Установление соответствий  дидактической игры программным  требованиям воспитания и обучения  младших дошкольников определенной  возрастной группы;

- Определение наиболее  удобного времени проведения  дидактической игры;

-  Выбор места;

- Определение количества  играющих;

- Подготовка необходимого  дидактического материала;

- Подготовка к игре  самого воспитателя;

- Подготовка к игре  младших дошкольников;

 

Проведение игры:

- Ознакомление младших  дошкольников с содержанием игры;

- Объяснение хода и  правил игры;

 

Правила игры:

-    Основная цель  правил игры – организовать  действия, поведения младших дошкольников;

-   Правила могут  запрещать, разрешать, предписывать  что – то детям в игре;

 

От младших дошкольников требуется:  умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

 

Используя дидактическую  игру в воспитательно–образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является  и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.

 

1. Сочетание умственной  задачи с активными действиями.

 

2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой  коробке).

 

Для младших дошкольников  третьего года жизни характерно обладание  чувственного познания окружающего  мира.  

 

Воспитатель выбирает такой  дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать  и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет  правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим  жестам, мимике. Маленький ребенок  чутко реагирует на выражение  глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках.  Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.  

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Информация о работе Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников