Орг. момент |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
- Начнём урок с повторения.
Сейчас мы с вами поиграем в игру “Хлопки”.
Поставьте руки на стол и хлопните в ладоши
один раз. Это будет однозначное число,
а два раза – когда называется двузначное
число. |
|
|
- Итак, когда вы
хлопаете один раз, а когда
два? |
Дети отвечают:
1 раз – однозначное
число, 2 раза – двузначное число. |
|
- Чем отличаются
двузначные числа от однозначных?
- Начнём игру. Числа: 2, 17, 18, 7, 11, 1, 20, 5,
19, 4, … Молодцы, все справились.
- Посмотрите, на доске записаны
выражения:
9 + 8 8 + 4
7 + 6 6 + 5 |
|
|
- Прочитайте выражение,
найдите его значение. Итак, чему
равно первое выражение? Как
решали?
Аналогично решаются
остальные выражения. |
(9 + 1 + 7 = 17). |
|
- Какие ответы
у нас получились? - Назовите эти
числа в порядке возрастания. |
(17, 13, 12, 11 – записываются
на доске) |
|
- Чем они похожи?
|
(Все двузначные) |
|
- Догадайтесь, по
какому признаку число 17 может
быть лишним среди остальных
чисел? |
(Оно больше остальных
не на один) |
|
- Каким числом
можно заменить 17, чтобы не нарушить
построения? |
(14 или 10) |
Игра |
- Следующее задание
- игра “Рассели жильцов”. Ребята,
жильцами математического дома
являются цифры и математические
знаки. Какие математические знаки
вы знаете? Нам нужно вставить
в окошки недостающие знак
или цифру.
|
Дети выполняют
задания, выходя к доске по одному. |
|
- Следующее задание
будет такое. У меня в руках
две карточки с числами. На
них написаны два числа, если
их сложить, то получится число
11. Угадайте, какие числа записаны
на карточках? Объясните. - Теперь
проверим, я открываю карточки. |
9 и 2, 8 и 3, 7 и
4 и т.д. |
Постановка
цели |
- Сегодня на уроке
мы познакомимся с составом
числа 12. |
|
Объяснение
нового материала |
Оформление тетрадей,
страница учебника 123, № 128. |
Работа в тетради,
с учебником. |
|
- Посмотрите внимательно
на иллюстрацию и скажите, чем
они все похожи? - Чем отличаются? На сколько
кругов? |
(Увеличиваются круги
вне треугольника и в треугольнике)
|
|
- А теперь посмотрим
на ряд выражений. Догадайтесь,
какому рисунку соответствует
каждое выражение? |
Дети сопоставляют
рисунки и выражения. |
|
- Найдите первое выражение.
Прочтите его (10+2).
Какой рисунок соответствует
выражению? Почему? |
10+2 (Первый) |
|
- Чему равно значение
выражения? На каком именно
числовом луче отмечено это
выражение? Объясните, что показано
стрелкой. |
(12) |
|
- Рассмотри второе
выражение (8+4). Какой рисунок ему соответствует?
Докажите?
Чему равно выражение?
Найдите луч, на котором отмечено
этот выражение. |
(8+4) (12) |
|
Аналогично решаются
остальные выражения 6+6, 7+5, 9+3. Выражения
записываются на доске, а учащиеся записывают
их в тетрадь. |
|
|
- Чем похожи равенства?
|
(Одинаковый ответ) |
|
- Что мы можем
сказать обо всех равенствах?
|
(Они образуют числа
12) |
|
- Все ли варианты
состава числа 12 мы написали? (не
все) |
|
|
- Каких не хватает?
(5+7, 4+8, 3+9, 2+10, 1+11) Давайте их тоже запишем
в тетрадь. |
(5+7, 4+8, 3+9, 2+10, 1+11) |
|
- Вывод: Итак, ребята,
12 – это сумма чисел … |
Дети заканчивают
предложение. |
Физминутка |
- Вы хорошо поработали,
а теперь давайте отдохнём. Слушайте
меня внимательно и повторяйте
за мной. Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (повторяется 2
раза) - Продолжаем работу. |
|
|
- Следующее задание
– сравни числа:
10 и 13, 9 и
12
Вставьте в квадратики
числа, чтобы получились верные неравенства:
1 > 9 2 > 1
1 < 13 1 = 1
- Молодцы, вы хорошо
справились. |
|
Игра |
- А сейчас я
прочитаю загадку. Для того, чтобы
её разгадать, необходимо выполнить
определённое математическое действие.
Итак, загадка-игра: Сам пустой, голос густой.
Дробь отбивает,
Ребят собирает. - Ответ зашифрован в этой
табличке. Чтобы прочитать зашифрованное
слово, надо записать числа по порядку
(начиная с меньшего) и заменить каждое
число буквой из списка. (Ученики пишут
на доске) Числа: 15, 19, 16, 18, 13, 17, 14 Таблица:
13-б, 17-б, 15-р, 19-н, 14-а, 16-а, 18-а. (Получится
слово “барабан”) - Молодцы, вы угадали
всё верно. |
Дети собирают карточки
в группах. (Получится слово “барабан”) |
Подведение
итогов урока |
- Какая сегодня
была тема урока? Соревнование:
Кто назовёт больше вариантов
состава числа 12? - Урок окончен. |
|