Дидактические средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: изучить дидактические средства обучения и методику их применения.
Задачи исследования:
- дать характеристику дидактических средств ;
- раскрыть методику их применения;
- спроектировать занятие с использованием дидактических средств обучения

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Дидактические средства профессионального обучения……………...5
1.1. Средства профессионального обучения и их виды…………............5
1.2. Функции дидактических средств…………………………………….8
1.3.Классификация дидактических средств……………………………....8
Глава 2. Применения дидактических средств обучения в практической деятельности учителя………………………………………………………........13
2.1. Методика использования дидактических средств на уроках……..13
2.3. Комплексное методическое обеспечение профессий………….….15
Глава 3. Проектирование занятия с применением дидактических средств обучения…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая МПО карабасова.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

9) техника научной информации — устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные картотеки;

10) комплексные учебники и программированные тексты— для обучения традиционными методами, для программированного обучения, для изучения иностранных языков;

11) аппаратура объемного изображения — стереопроекторы, стереокинопроекторы, голография.

Обобщая результаты рассмотрения различных классификаций дидактических  средств, можно сказать, что и  классификация функций, и классификация  средств не отвечают жестким требованиям  разделения. Отдавая себе отчет в  том, что этот недостаток действительно  есть, мы выбираем классификацию, предложенную в начале данного параграфа, дополнив ее компонентом, охватывающим различные  устройства, предназначенные для  частичной автоматизации учебной  работы. 

В соответствии с этой классификацией дидактические средства делятся  на:

• визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

• аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;

• аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы;

• частично автоматизирующие процесс обучения — программированные  учебники, дидактические машины, лаборатория  для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Применения дидактических средств обучения в практической деятельности учителя

2.1.Методика использования  дидактических средств на уроках 
 
         Урок, основная форма учебного процесса в современной школе. Организационно урок характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. 
 
         Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания. Различают обычно следующие основные типы Урок: организации восприятия и усвоения новых знаний; формирования навыков и умений; формирования опыта творческой деятельности (или проблемный У.); т. н. комбинирующий У. (объединяющий 2 или 3 первых типа). Традиционное выделение специальных У. для закрепления знаний и опроса учащихся неправомерно: то и другое реализуется при усвоении знаний, формировании умений и навыков и творческом применении знаний. 
 
         Правильно организованному на У. учебно-воспитательному процессу свойственны черты, не зависящие от состава учащихся, учебного оборудования, личности учителя и др.: единство обучающей и воспитательской функции взаимодействия учителя и учащихся, содержания и средств обучения; активность учащихся; развитие познавательной самостоятельности (т. е. стремления и умения познавать новое в процессе творческого поиска); единство дидактической цели и подчинение ей отдельных элементов или частей Урока; построение У. и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения и места У. или его части в целостной системе обучения (теме, разделе, курсе). Обязательность этих черт, обеспечивающих эффективность У., отражает, с одной стороны, объективность процесса обучения, с другой - его зависимость от осознания учителем особенностей содержания, закономерностей усвоения и т.д. (субъективный аспект процесса обучения). Вместе с тем соблюдение предъявляемых к У. требований не ограничивает творчества учителя, свободы его методического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями групп учащихся. 
 
        Урок, как форма коллективной, фронтальной работы с классом не исключает и групповой - при заданиях на самостоятельное усвоение и применение знаний; практических работах, требующих коллективных усилий; для усиления активности части учащихся и т.д. Групповые занятия в рамках У. являются определённой формой индивидуализации обучения наряду с индивидуальными заданиями, предоставлением учащимся свободного темпа для усвоения материала, программированием действий отдельных учащихся. 
 
        Для усвоения содержания современных программ и смежного материала У. дополняется домашними заданиями, углубляющими знания учащихся, вырабатывающими у них навыки самостоятельной работы и самообразования.

 

2.2. Комплексное методическое обеспечение профессий

Подбор и применение средств  обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик  и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности  подхода к методическому обеспечению  учебно-воспитательного процесса средствами обучения.

Исходным документом для  разработки комплекса методического  обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с  требованиями современного производства, научно-технического прогресса к  подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом  средств обучения.

Разные средства обучения имеют различное назначение и  возможности и выполняют различные  дидактические функции. Комплексность  в методическом основании учебно-воспитательного  процесса предполагает выбор соответствующих  средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных  ситуаций.

Комплексный подход к методическому  оснащению учебно-воспитательного  процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-позновательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля. 

Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.

Система (комплекс) учебно-методической документации и  средств по предмету (профессии) включает:

· учебную документацию: учебный план, учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.

· средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии- конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционно-технологической документации и т.д.

· дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы и т.д.

· средства для преподавателя, мастера: частные методики по предмету (профессии), методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гидлевский А.В. Использование методов «визуального поля» для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях // Современные образовательные технологии. Омск: СибАДИ. 1999.Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  2. Егоров А.Ф., Дударов С.П.. Программно-технические аудиовизуальные средства обучения: Учеб. пособие/ РХТУ им. Д.И. Менделеева. – М., 2003. 
  3. Корецкий К., Зарубежная учебная кинематография, в сборнике: Учебное кино, в. 5, М., 1936; Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев Н. М,, Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittich W., Schuller C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.
  4. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учебно-метод. пособие. М: Высш. шк., 1987.
  5. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.
  6. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.
  7. Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании. / Тезисы докладов семинара. М.: МЭСИ, 2000. – 140 с.
  8. Педагогічна книга майстра виробничого навчання: Навч.-метод. Посибник / Н.Г.Ничкало, В.О.Зайчук, Н.М.Розенберг та ш. / За ред. Н.Г.Ничкало. – К.: Вища школа, 1992. – С15–111, 276–315.
  9. Положення про організацию навчально-виробничого процесу в професійно-техічних навчальних закладах / Затв. наказом Мін. освіти України від 18.06.98г., №181.
  10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – С. 115–260.
  11. Выбор и применение методов обучения в процессе профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ: Метод, рекомендации / Г.Н. Варковецкий, Т.С. Нестерова, З.Ф. Смирнова. Л., 1991. – 24 с. 
    6. Калицкий Э.М., Молчан Л.Л., Луцаев В.И. Урок специальной технологии в среднем ПТУ: Метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 46.,т 104.
  12. Лында А.С., Жильцов П.А., Щербов Н.П. Педагогика: Учебное пособие для индустр.-пед. техникумов профтехобразования. — М.:. 1973. – С.181–328.
  13. Горбачевская М.В. Разработка примерных конкретных норм оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально-технических училищ: Метод. Рекомендации. – М.: ВНМЦ, 1989. – 110.
  14. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин: Валгус, 1980. – С.60–61, 136–161, 192–200.
  15. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – С.46–50.
  16. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод, пособие. – М.: Высшая школа, 1987. – 272 с.
  17. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Методические рекомендации / Авторы: Ю.А. Якуба, В.А. Скакун. — М.: ИР-ПО, 1995. – 95с.
  18. Калицкий Э.М., Молчан Л.Л., Луцаев В.И. Урок специальной технологии в среднем ПТУ: Метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1988. – С.104–112.

 


Информация о работе Дидактические средства обучения