Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа
Целью работы: изучить дидактические средства обучения и методику их применения.
Задачи исследования:
- дать характеристику дидактических средств ;
- раскрыть методику их применения;
- спроектировать занятие с использованием дидактических средств обучения
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Дидактические средства профессионального обучения……………...5
1.1. Средства профессионального обучения и их виды…………............5
1.2. Функции дидактических средств…………………………………….8
1.3.Классификация дидактических средств……………………………....8
Глава 2. Применения дидактических средств обучения в практической деятельности учителя………………………………………………………........13
2.1. Методика использования дидактических средств на уроках……..13
2.3. Комплексное методическое обеспечение профессий………….….15
Глава 3. Проектирование занятия с применением дидактических средств обучения…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………
9) техника научной информации — устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные картотеки;
10) комплексные учебники и программированные тексты— для обучения традиционными методами, для программированного обучения, для изучения иностранных языков;
11) аппаратура объемного изображения — стереопроекторы, стереокинопроекторы, голография.
Обобщая результаты рассмотрения
различных классификаций
В соответствии с этой классификацией дидактические средства делятся на:
• визуальные (зрительные),
к которым относятся
• аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;
• аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы;
• частично автоматизирующие процесс обучения — программированные учебники, дидактические машины, лаборатория для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.
Глава 2. Применения дидактических средств обучения в практической деятельности учителя
2.1.Методика использования
дидактических средств на
Урок, основная форма учебного процесса
в современной школе. Организационно урок
характеризуется определённостью отводимого
на него времени, постоянством состава
учащихся, проведением по установленному
расписанию, преимущественно в учебном
классе (кабинете) и при коллективной форме
обучения. Дидактически урок характеризуется
единством дидактической цели, объединяющей
содержание деятельности учителя и учащихся,
определённостью структуры, диктуемой
каждый раз конкретными условиями и закономерностями
усвоения учебного материала.
Как часть учебного
процесса урок может содержать: организационный
момент, восприятие, осознание и закрепление
в памяти информации; овладение навыками
(на основе усвоенной информации) и опытом
творческой деятельности; усвоение системы
норм и опыта эмоционального отношения
к миру и деятельности в нём; контроль
и самоконтроль учителя и учащихся. При
этом на каждом уроке целенаправленно
решаются и задачи воспитания. Различают
обычно следующие основные типы Урок:
организации восприятия и усвоения новых
знаний; формирования навыков и умений;
формирования опыта творческой деятельности
(или проблемный У.); т. н. комбинирующий
У. (объединяющий 2 или 3 первых типа). Традиционное
выделение специальных У. для закрепления
знаний и опроса учащихся неправомерно:
то и другое реализуется при усвоении
знаний, формировании умений и навыков
и творческом применении знаний.
Правильно
организованному на У. учебно-воспитательному
процессу свойственны черты, не зависящие
от состава учащихся, учебного оборудования,
личности учителя и др.: единство обучающей
и воспитательской функции взаимодействия
учителя и учащихся, содержания и средств
обучения; активность учащихся; развитие
познавательной самостоятельности (т.
е. стремления и умения познавать новое
в процессе творческого поиска); единство
дидактической цели и подчинение ей отдельных
элементов или частей Урока; построение
У. и его частей с учётом содержания образования,
закономерностей усвоения учебного материала,
методов обучения и места У. или его части
в целостной системе обучения (теме, разделе,
курсе). Обязательность этих черт, обеспечивающих
эффективность У., отражает, с одной стороны,
объективность процесса обучения, с другой
- его зависимость от осознания учителем
особенностей содержания, закономерностей
усвоения и т.д. (субъективный аспект процесса
обучения). Вместе с тем соблюдение предъявляемых
к У. требований не ограничивает творчества
учителя, свободы его методического почерка
в соответствии с уровнем развития и особенностями
групп учащихся.
Урок, как форма
коллективной, фронтальной работы с классом
не исключает и групповой - при заданиях
на самостоятельное усвоение и применение
знаний; практических работах, требующих
коллективных усилий; для усиления активности
части учащихся и т.д. Групповые занятия
в рамках У. являются определённой формой
индивидуализации обучения наряду с индивидуальными
заданиями, предоставлением учащимся
свободного темпа для усвоения материала,
программированием действий отдельных
учащихся.
Для усвоения содержания
современных программ и смежного материала
У. дополняется домашними заданиями, углубляющими
знания учащихся, вырабатывающими у них
навыки самостоятельной работы и самообразования.
2.2. Комплексное методическое обеспечение профессий
Подбор и применение средств
обучения должны осуществляться комплексно,
с учётом основных характеристик
и компонентов учебного процесса.
Рассмотрим основные критерии комплексности
подхода к методическому
Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.
Разные средства обучения
имеют различное назначение и
возможности и выполняют
Комплексный подход к методическому
оснащению учебно-
Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.
Система (комплекс) учебно-методической документации и средств по предмету (профессии) включает:
· учебную документацию: учебный план, учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.
· средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии- конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционно-технологической документации и т.д.
· дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы и т.д.
· средства для преподавателя, мастера: частные методики по предмету (профессии), методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д.
Список литературы