Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:32, реферат
Результаты исследования показывают, что отдача относительно невысока в России, сопоставляя ее с развитыми странами, в которых «премия» за высшее образование варьирует в пределах от 50 до 100%. Норма отдачи в РФ же от года обучения варьировалась в пределах 5–7% на протяжении всего периода (1994-2008гг), причем у женщин отдача выше, чем у мужчин. Авторы между тем обращают отдельное внимание на то, что отдача от образования в России в большей степени определяется уровнем образования работника, а не количеством лет обучения. Работники со средним профессиональным образованием имеют хотя и значимую, но все-таки небольшую премию за образование (около 6–20%). Выпускники вузов получают примерно на 40% больше, чем выпускники школ.
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Инвестиции в человеческий капитал
По статье Г.В. Андрущак, А.Е. Прудникова
«Динамика отдачи от профессионального образования и дифференциация доходов выпускников российских вузов»
Москва 2013
В данном реферате будет рассмотрена статья Г.В. Андрущак, А.Е. Прудниковой «Динамика отдачи от профессионального образования и дифференциация доходов выпускников российских вузов».
Проблема, поднятая в данной статьи является одной из основных в современной России. В течение последних 20 лет высшее образование стало императивом для российской молодежи. Социологические опросы свидетельствуют о том, что одной из наиболее популярных причин получения высшего образования является ожидание высоких доходов после окончания вузов. Между тем экономисты показали, что фактическая отдача от высшего образования может быть достаточно низкой в зависимости от региона, профиля образования и других факторов. В настоящей статье на данных Российского мониторинга экономики и здоровья населения рассматривается премия за высшее образование среди молодежи (в возрасте до 35 лет) и показывается, что соответствующая величина превышает отдачу от высшего образования по экономике в целом на 25–30 п.п. Наряду с этим приводятся свидетельства о том, что премия за высшее образование среди молодежи варьируется в зависимости от вуза, в котором оно было получено. Между тем прямое влияние образовательных учреждений на доходы выпускников значительно меньше, нежели эффекты отраслей, в которых трудоустраиваются выпускники, и их должностей.
Настоящая работа имеет следующую структуру. Во второй части представлены результаты основных работ по изучению отдачи от образования и факторов дифференциации заработков выпускников. В третьей части приводится описание данных, применяемого в данной работе подхода и методологии построения профилей и оценки дифференциации заработков молодежи. В четвертой и заключительной части представлены результаты оценок моделей, интерпретация и выводы.
Исследования авторов статьи в первую очередь основывается на изучении особенностей профилей «возраст – заработки» (называемых в зарубежной литературе age-wage profiles) для российского рынка труда.
Они позволят ответить на вопрос о дифференциации доходов молодежи по уровням образования, а анализ изменений этих профилей в динамике позволит ответить на вопрос, произошли ли за последние 15 лет какие-либо принципиальные «сдвиги» в дифференциации доходов молодежи.
В рамках эмпирического анализа авторами использовались данные Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения (РМЭЗ), раунды с 5-й по 17-й (1994–2008 гг.). Для построения профилей «возраст – заработки» использовалась информация, касающаяся уровня образования респондента, опыта работы, размера за работной платы и социально-демографических характеристик респондента. В выборку были включены только мужчины 18–60 лет, занятые полный рабочий день. Соответственно из массива исключались респонденты, получающие пенсию по инвалидности и по возрасту. Учитывалась только та заработная плата, которую респондент получал на первом (основном) месте работы. Причисление респондента к той или иной образовательной категории основано на информации о получении документа о максимально достигнутом уровне образования (диплома, аттестата).
В частности, используются два способа построения соответствующих профилей: (1) на основе анализа данных о средней заработной плате работников в разных возрастах с применением процедуры сглаживания и (2) с помощью методологии оценок параметров уравнения Минцера – Хекмана. При этом применяется спецификация уравнения Минцера, учитывающая не только вертикальный «сдвиг» профилей, но и различия в возрасте получения максимальных доходов работниками с разным уровнем образования.
На протяжении
всей истории постреформенной
Результаты исследования показывают, что отдача относительно невысока в России, сопоставляя ее с развитыми странами, в которых «премия» за высшее образование варьирует в пределах от 50 до 100%. Норма отдачи в РФ же от года обучения варьировалась в пределах 5–7% на протяжении всего периода (1994-2008гг), причем у женщин отдача выше, чем у мужчин. Авторы между тем обращают отдельное внимание на то, что отдача от образования в России в большей степени определяется уровнем образования работника, а не количеством лет обучения. Работники со средним профессиональным образованием имеют хотя и значимую, но все-таки небольшую премию за образование (около 6–20%). Выпускники вузов получают примерно на 40% больше, чем выпускники школ.
В соответствии с поставленной задачей был проведен анализ подвыборок респондентов с разным уровнем образования в разных возрастах.
Чтобы заработные платы были сопоставимы внутри каждого периода, была проведена стандартизация: значения зарплаты в каждой волне делились на среднее по волне (общее среднее в массиве по всем уровням образования).
Распределение респондентов показано в табл. 1.
Таблица 1. Распределение респондентов и средних заработных плат в зависимости от возраста
Согласно результатам оценки профилей «возраст – заработки», у респондентов предпенсионного возраста, получивших образование в СССР, отдача от этого образования ниже, чем у молодежи. Исследователи аргументируют это тем, что «старое» образование и навыки не соответствуют требованиям современной экономики. Чтобы избежать влияния этого эффекта, для анализа использовались данные только по молодым людям, которые получали профессиональное образование уже в современной России.
На рис. 1 показано распределение респондентов в зависимости от года окончания вуза.
Рис. 1. Распределение работающих респондентов по году окончания вуза, чел.
Также в статье были построены модели «возраст-заработки» различными методами. Приведем один из них.
Рис. 2. Профили «возраст – заработки»
Также в статье авторы исследовали влияние ВУЗа на дифференциацию доходов выпускников. Обучение в технических и технологических вузах, а также в вузах с особым статусом может при прочих равных обуславливать превышение зарплаты выпускников на величину до 14% по сравнению с заработками выпускников остальных вузов. Вместе с тем прямое влияние образовательных учреждений на доходы выпускников значительно меньше, нежели отраслей, в которых трудоустраиваются выпускники (объясняют до 36% разброса заработков), их должностей (до 43% разброса заработков) и профессий (до 19% разброса заработков). В целом полученный вывод соответствует результатам других исследований отдачи от высшего образования в России, в которых показывается, что собственно образование – далеко не самый важный фактор дифференциации заработков.
В статье также показано, что премия за высшее образование неоднородна и варьируется в зависимости от статуса и профиля вуза, который окончил респондент.
На мой взгляд, исследования
проведенные авторами статьи, полностью
раскрывают суть заявленной проблемы.
Нынешняя обстановка в России такова,
что выпускники школ поступают в
высшие учебные заведения, не имея иной
мотивации, кроме ожидаемого уровня
заработной платы. И, к сожалению, диплом
ВУЗа очень часто не подразумевает
наличие у выпускника определенного,
необходимого для успешной работы,
уровня знаний. Соответственно, в стране
возникает переизбыток
1 Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень «Экономика образования: итоги мониторинга: 2009». 2009. № 1.
2 Например: Education at Glance 2010. OECD Publications, Paris. p. 30.