Динамика работоспособности младшего школьника в течение учебного дня и учебного года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Работоспособность это показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Уровень работоспособности очень зависит от внешних условий (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.) и функционального состояния организма.
Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый пе­риод (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление.

Вложенные файлы: 1 файл

dinamika_rab.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

II исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня;

III непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня;

IV при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня;

V при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня;

VI при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня;

VII улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй;

VIII ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.

 

Разумеется, учитель не может и не должен определять тип работоспособности каждого ребенка, но знать, что вариантов достаточно много, что они различны, конечно, необходимо. Это поможет не только правильно построить урок, занятие, но и найти более адекватный подход к разным ученикам.

 

В течение урока индивидуальная динамика работоспособности тоже может  быть различной. Мы уже много говорили о том, что на сохранение высокого уровня работоспособности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников младших классов назовем состояние здоровья.

 

Дети ослабленные, часто болеющие, с отклонениями психоневрологического статуса отличаются низким уровнем работоспособности и неблагоприятной динамикой. Чаще всего у них отмечаются неблагоприятные изменения работоспособности, такие, как типы III, IV в течение дня. Среди этих детей чаще встречаются ослабевающий и неровный типы работоспособности на уроке. Но и у здорового, хорошо успевающего ученика может быть резко снижена работоспособность после болезни.

 

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности. Сангвиники обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на уроке внимательно слушают, тянут руку (готовы и хотят отвечать), легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что реактивность у них преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» - отключается мгновенно. Работоспособность у этих учеников очень неустойчива.

 

Флегматики медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут работать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание.

 

Меланхолики: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на перемене; они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются, и, естественно, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа.

 

Желание учителя повысить эмоциональность урока, переключить внимание учащихся успешно реализуется при использовании различных технических средств (PowerPoint-презентация, видео, работа с интерактивной доской). Но данные средства нужно использовать в меру, т.к. применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, и частое переключение для ребенка достаточно сложно, а длительное использование этих же средств утомляет его.

 

Существуют научно обоснованные нормы длительности использования ТСО на уроках. В первом-втором классах длительность просмотра PowerPoint-презентаций, диафильмов, слайдов составляет 7-15 минут, видеофильмов 15-20 минут, обучающих передач – 15 минут.

 

В то же время учителю  необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и учебной, есть определенный уровень эмоционального напряжения, при котором выполнение задания эффективно. Доказано, что слабые и умеренные эмоции  являются организующими, а сильные – дезорганизующими. И если сказка, рассказанная на уроке для разрядки вызвала сильные эмоции, то запомнится  сказка, а не то, что изучали на уроке.

 

Кроме того, психоэмоциональное напряжение быстро истощает организм и приводит к быстрому падению  работоспособности. Утомительность урока не всегда связана с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ребенка. Конечно, разные дети на одном и том же уроке утомляются по-разному, поэтому понятия «трудность урока» и «утомительность урока» неоднозначны.

 

Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную сто­имость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогических крите­риев оценки трудности урока. В то же время специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование ТСО, интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием.

 

Урок - основная и практически единственная форма учебно-воспита­тельного процесса. «Уроки - основная часть партитуры школьного дня...» (Ш. Амонашвили). Как оценить утомительность урока? И можно ли построить урок так, чтобы он был менее утомительным? Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока. Педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению. Для того, чтобы оценить утомительность урока, можно использовать результаты специальных исследований, проведенных сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков.

 

Каждый урок оценивался по трем параметрам:

 трудности (Т - оценивалась в зависимости от характера мыслительной деятельности);

 насыщенности (Н - по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

характеристике эмоционального состояния учащихся (Э - которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.).

А также по результатам подробного гигиенического хронометража учебных занятий и анализа изменений функционального состояния организма учащихся и динамики их работоспособности.

 Сопоставление всех этих данных показало, что каждый показатель в отдельности (трудность, насыщенность, эмоциональность) в разной степени влияет на утомительность урока. Как показали эти исследования, уроки чтения, русского языка, математики и природоведения оказывали практически одинаковое влияние на функциональное состояние организма учащихся и динамику их рабо­тоспособности. Но наиболее трудными оказались уроки природоведения. На этих уроках в большей степени требовалось решение логических задач, творческое применение знаний. Это естественно, ведь природоведение - интегрированный курс разных наук, представляющих целостную картину мира. Затем следовали уроки математики, русского языка и чтения. По насыщенности учебными элементами (или видами учебной деятельности) первое место занимает чтение, а затем математика, русский язык, природоведение. Наиболее высокие эмоциональные реакции вызывали уроки природоведения, за ними - уроки математики, чтения, русского языка.

 

 

Затем пытались выяснить, на каких уроках какое сочетание  всех этих факторов будет оказывать  благоприятное и неблагоприятное  влияние на работоспособность и  функциональное состояние организма ребенка. Результаты этих исследований сведены в таблице.

Пользуясь этой таблицей, нетрудно при планировании урока  учесть, например, что благоприятный  результат при высокой трудности урока чтения мы будем иметь, если у вас будет высокая насыщенность и средняя эмоциональность, а также средняя насыщенность и высокая эмоциональность. Важно, что на уроках русского языка предпочтительнее высокая эмоциональность (а на практике это наименее эмоциональные уроки), а на уроках природоведения, наоборот, предпочтительнее средний уровень эмоциональности.

Эта таблица убедительно и наглядно показывает, что не нужно бояться рассчитывать все факторы учебного процесса - радость и удивление, смену видов деятельности и объем учебного материала, интенсивность работы и ее длительность.

Соотношение основных факторов учебного процесса обеспечения благоприятной и неблагоприятной реакции младших школьников на учебную нагрузку (по С.М. Громбаху)

 

Учебный предмет    

Благоприятная степень выраженности факторов учебного процесса

Неблагоприятная степень выраженности факторов

Чтение

Тв Нв Эс

Тв Нс Эв

Тс Нв Эв

 Тн Нн Эв 

Тн Нн Эс

Тс Нв Эн

Тс Нв Эн

 Тс Нв Эв

Русский язык

Тс Нс Эв

Тн Нс Эв

Тв Нн Эв

Тс Нс Эс

Тв Нн Эн

 Тс Нс Эн

 Тв Нв Эн

Тн Нс Эс

Тн Нн Эн

Математика

Тс Нс Эс

Тн Нн Эс

Тн Нс Эс

Тв Нв Эв

Тн Нс Эв

Тв Нс Эс

 Тс Нн Эн

 Тв Нс Эн

Природоведение

Тс Нс Эс

Тс Нв Эс

Тв Нв Эс

Тв Нв Эс

Тв Нв Эс

Тс Нв Эв

Тв Нс Эв

Тс Нс Эв

Тн Нс Эс

 Тв Нв Эс


Примечание:

 

• факторы  учебного процесса:

Т - трудность;

Н - насыщенность;

Э - эмоциональность.

• степень выраженности фактора:

н - низкая;

с- средняя;

в - высокая.

 

 Учет физиологических  закономерностей работоспособности  позволит обеспечить благоприятные  условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т.е. создать психологически обоснованные и валеологически целесообразные условия организации учебного процесса.

 

 

Задания для контроля:

1. Что такое работоспособность? Назовите основные типы работоспособности у детей.

2. Что такое утомление? Назовите его признаки у детей.

3. Какие факторы определяют динамику работоспособности и продолжительность ее отдельных фаз в течение учебного дня, недели, года? (коротко, 1–2предложения)

 

 

Ответы можно присылать  на электронный адрес: ev726@mail.ru


Информация о работе Динамика работоспособности младшего школьника в течение учебного дня и учебного года