Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 09:10, реферат
C развитием средств коммуникации наметился повышенный интерес к различным методам дистанционного обучения. Обучаемому нет необходимости тратить время на перемещение к месту занятий, а сам урок можно почитать в любое удобное для себя время, изучив материал полностью или отложив прочтение части на потом. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, электронные журналы, чат, WEB-конференции и т. п. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Дистанционное обучение проблемы и перспективы……..…4
2. Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии….11
3. Основные типы организационных структур дистанционного образования………………………………………....20
4. Дистанционное образование в России………………………......23
5. Электронный учебник как средство дистанционного обучения………....................................................................................................26
Заключение…………………………………………………………………....31
Список литературы ……………………………………………………..…32
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:
• принцип активности;
• принцип самостоятельности;
• принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
• принцип мотивации;
• принцип связи теории с практикой;
• принцип эффективности.
В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:
• индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;
• контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
• обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;
• демонстрировать визуальную учебную информацию;
• моделировать и имитировать процессы и явления;
• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
• прививать умение в принятии оптимальных решений;
• повысить интерес к процессу обучения;
• передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.
Для построения четкого плана курса необходимо:
• определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;
• конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;
• спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей.
Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.
Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, на какой стадии он находится.
Правильно сформулированные цели позволят учащимся:
• настроить мышление на тему обучения;
• сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;
• тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.
Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.
При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.
Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:
-перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
-учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
Содержание предлагаемого к освоению курса дистанционного обучение педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который удовлетворяет вышеизложенным принципам.
Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тестов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.
Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных материалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:
-информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;
-биографическую информацию о преподавателе;
-технологию построения учебного курса;
-цели курса;
-критерии окончания обучения;
-часы телефонных консультаций;
-описание экзаменов, проектов письменных работ;
-другие инструкции.
Электронный учебник, содержит собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.
Заключение
Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. В данной работе я рассмотрела ДО с педагогической и, кроме того, с технической точек зрения и убедилась в важности решения данной проблемы.
Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Список литературы
1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
2. Зенкина С.В., Чернобай Е.В. Подготовка учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. – 2008. – № 7. – С.110-111.
3. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. – М.: «Дрофа», 1996. – 228 с.
4. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. – М.: «Наука», 1997. – 398 с.
5. Лапикова Н.В. Регулирование качества обучения студентов педвуза с использованием ИКТ. // Информатика в образовании. – 2008. – №4. – С. 109-111.
6. Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 50–56.
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
8. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика – 1999. – №7. – С. 29–34.
9. Сергиенко И.В. Основы моделирования процесса дистанционного обучения. // Инновации в образовании. – 2005. – №2. – С.43–53
10. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. – М. «Знание»,2000. – 276с.